24
ноябрь
2020
"Без игры – нет детства"
"Без игры – нет детства"
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности, фантазию.
Тысячу раз прав М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет все и познает окружающий его мир, прежде всего, легче всего – в игре».
Ребенок должен играть. Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, блинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших источников – русской народной культуры.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, а позднее, и самостоятельно проговаривает народные тексты.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересами, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.
Ведь движение – это жизнь. Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в моей работе с детьми имеет несколько направлений.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребенком. Взрослый должен активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогает установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток и т.д.
Детский фольклор я использую в утренние часы, на занятиях, в часы досуга, в совместной деятельности с детьми.
Например:
Игра «Петушок и Машенька»
Выбирается Петушок (он садится на стул в центре зала) и Машенька, (она стоит вместе с детьми в кругу)
Дети:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
(Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют. Потом останавливаются и поворачиваются лицом к Петушку.)
На воротах сидел,
(Протягиваются руки вперед, показывая на Петушка.)
Песен петь не хотел.
(Указательным пальцев водят из стороны в стороны, показывая на Петушка.)
Пришел бычок,
(«Сделав рожки», дети на месте топают, переступая из стороны в сторону.)
А петушок –
(Протягивают к Петушку)
Молчок.
(Палец к губам.)
Прибежала овечка,
(Маленькими шажками робко переступают с ноги на ногу.)
А петушок –
(Показывают руками на Петушка.)
Ни словечка.
(Водят указательным пальцем из стороны в сторону.)
Прибежала курица,
(Бег на месте, одновременно дети хлопают по бокам руками,)
А Петушок –
(Показывают руками на Петушка.)
Все хмурится.
Но вот из дома нашего
Выбежала Машенька,
Лишь улыбнулась на бегу.
(Дети, стоящие справа и слева от Машеньки, поднимают соединенные руки вверх, образуя воротики. Через них Машенька вбегает в круг, обегает его и останавливается перед Петушком.)
Как он запел:
Ку-ка-реку!
(Петушок 2-3 раза помахивает крыльями.)
Здравствуй, Машенька-раскрасавица,
Петь для тебя мне очень нравится.
(Машенька ведет Петушка по кругу, он помахивает крыльями.)
Под любую русскую плясовую мелодию сначала пляшут Машенька с Петушком, а дети им хлопают, затем Петушок «хлопает крыльями», Машенька аплодирует, а все дети пляшут.
Для более старших детей эту игру, распределив роли (Петушок, Машенька, Бычок, Овечка, курица), можно инсценировать в маленький спектакль.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, творческие способности, фантазию.
Тысячу раз прав М. Горький, написавший: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет все и познает окружающий его мир, прежде всего, легче всего – в игре».
Ребенок должен играть. Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, блинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших источников – русской народной культуры.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, а позднее, и самостоятельно проговаривает народные тексты.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересами, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.
Ведь движение – это жизнь. Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в моей работе с детьми имеет несколько направлений.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослым и ребенком. Взрослый должен активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогает установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток и т.д.
Детский фольклор я использую в утренние часы, на занятиях, в часы досуга, в совместной деятельности с детьми.
Например:
Игра «Петушок и Машенька»
Выбирается Петушок (он садится на стул в центре зала) и Машенька, (она стоит вместе с детьми в кругу)
Дети:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
(Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют. Потом останавливаются и поворачиваются лицом к Петушку.)
На воротах сидел,
(Протягиваются руки вперед, показывая на Петушка.)
Песен петь не хотел.
(Указательным пальцев водят из стороны в стороны, показывая на Петушка.)
Пришел бычок,
(«Сделав рожки», дети на месте топают, переступая из стороны в сторону.)
А петушок –
(Протягивают к Петушку)
Молчок.
(Палец к губам.)
Прибежала овечка,
(Маленькими шажками робко переступают с ноги на ногу.)
А петушок –
(Показывают руками на Петушка.)
Ни словечка.
(Водят указательным пальцем из стороны в сторону.)
Прибежала курица,
(Бег на месте, одновременно дети хлопают по бокам руками,)
А Петушок –
(Показывают руками на Петушка.)
Все хмурится.
Но вот из дома нашего
Выбежала Машенька,
Лишь улыбнулась на бегу.
(Дети, стоящие справа и слева от Машеньки, поднимают соединенные руки вверх, образуя воротики. Через них Машенька вбегает в круг, обегает его и останавливается перед Петушком.)
Как он запел:
Ку-ка-реку!
(Петушок 2-3 раза помахивает крыльями.)
Здравствуй, Машенька-раскрасавица,
Петь для тебя мне очень нравится.
(Машенька ведет Петушка по кругу, он помахивает крыльями.)
Под любую русскую плясовую мелодию сначала пляшут Машенька с Петушком, а дети им хлопают, затем Петушок «хлопает крыльями», Машенька аплодирует, а все дети пляшут.
Для более старших детей эту игру, распределив роли (Петушок, Машенька, Бычок, Овечка, курица), можно инсценировать в маленький спектакль.