"Защитники Отечества" ОУД по ознакомлению с окружающим миром
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№123 арнайы балабақша» КММ
КГУ « Специальный детский сад № 123»
Управления образования города Алматы
Воспитатель: Глушкова Тамара Николаевна.
Группа предшкольной подготовки: «Ой сана»
Тема: «В семье единой»
Подтема: «Дружба-наша опора»
Күні/дата: 06.05.2021 год
Білім беру саласы / Образовательная область: Познание
Бөлімі / Раздел: Ознакомление с окружающим миром
Тақырыбы / Тема: «Защитники Отечества»
Мақсаты/Цель: закрепить знания детей о казахстанской армии - надёжной защитнице нашей Родины, конкретизировать знания детей о родах войск, о форме воинов, познакомить со службой пограничников, воспитывать уважение к казахстанским воинам. Познакомить детей с понятием «война», дать представление о горе, которое она принесла, о героических подвигах воинов, о значении Праздника Победы для всего народа.
Предварительная работа: прослушивание аудиозаписей звуков бомбежки, песен «Священная война», «День Победы», рассматривание иллюстраций о военных профессиях, чтение произведений о войне.
Оборудование: Иллюстрации о Великой Отечественной войне, картинки военных профессий, фотографии из семейных архивов, аудиозаписи песен о войне, стихи, загадки, пословицы. Раздаточный материал с изображением военной техники.
Словарная работа: государство, пограничники, защитники, контрольно-следовая полоса, аллея Славы, ветераны, Великая Отечественная Война.
Билингвальды компонент/ Билингвальный компонент: Отан – Родина, қорғау – защищать, әскер - войска, жеңіс – победа, воин – жауынгер, цветы – гүлдер, аллея - саяжол.
Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:
Воспроизводят\ Жаңғыртады: названия военных профессий.
Понимают\Түсінеді: о Вооруженных силах Казахстана, об их значении для страны, о значении Великой Победы для народа Казахстана.
Применяют\ Қолданады: любят свою родину, гордятся героями, уважают ветеранов ВОВ.
Ход ОУД
1. Организационный момент:
Я скажу вам удивительную вещь: вы необыкновенные люди. От вас зависит каким будет мир вокруг нас. Вы воспринимаете мир глазами, умом, сердцем. И как солнце согревает Землю своей теплотой, так и вы согреваете людей своей добротой, честностью, верностью.
- Ребята, а что такое Родина?
- Как называется наш город?
Наша республика?
Страна, где мы живем?
- Слышишь песенку ручья?
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя!
Садик, где твои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери твоей,
Шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина-это тоже Родина! —
- Да, ребята, Родина-это детский сад, улица, на которой вы живете, ваши мама, папа, наш город, наш край, наша огромная страна.
2. Основная часть.
Игровое упражнение: “Кто носит специальную форму?”
Кто носит форму?
Кто не носит формы? (Учитель, воспитатель и т.д.)
У всех военных форма одинаковая? Почему?
Беседа о пограничниках.
В состав Вооружённых сил Республики Казахстан входят различные рода войск, (пехотинцы, танкисты, пограничники.), но функция у них одна - охранять нашу Родину.
Что охраняют пограничники?
Педагог предлагает детям посмотреть на географическую карту.
Дети, на этой карте можно найти расположение разных стран, знать, где какая страна расположена
Одна страна от другой отделена границей. Покажите границу Казастана?
Педагог показывает границы других стран.
А как вы думаете, легко ли пройти с территории одного государства а территорию другого?
Конечно, из одной страны в другую просто так пройти нельзя, потому ,что все страны охраняют свои границы.
А как вы думаете, кто охраняет границы? Пограничники во всех странах охраняют границы своего государства Что вы знаете о работе пограничников?
Сейчас мы с вами рассмотрим картину, которая поможет вам узнать, как охраняют границу нашей Родины пограничники, Педагог выставляет картину “Охрана границы” и даёт детям время состоятельного рассматривания.
Кого вы видите на этой картине?
Почему вы решили, что это пограничники?
Почему у них такая пятнистая форма?
Мы рассмотрели с вами военных, но так могут быть одеты все военныее. Что вам ещё подсказало, что именно пограничники изображены на этой картине?
Чтo это такое?
что вы видите за спинами пограничников?
Да, это действительно распаханная полоса, ее называют контрольно- следовая полоса. Вслушайтесь в слово контрольно- следовая полоса и скажите, для чего нужна контрольно-следовая полоса.
Кого вы ещё видите на картине?
А как будет собака на казахском языке?
Что она делает?
Какой след учуяла собака?
Как вы думаете, кто мог оставить следы?
А могли оставить следы животные?
Пограничники должны проверить, действительно ли следы оставили животные. Ведь нарушители могут надеть на руки и ноги следы животных и перейти границу, чтобы запутать пограничников.
Придумайте, как могло проходить преследование нарушителя?
Как бы вы назвали эту картину? ( “Случай на границе”, “ Охрана границы” и т.д.)
Мы узнали, как несут службу пограничники. Каким должен быть пограничник?
Пограничник должен быть смелым, выносливым, сильным, внимательным, уметь метко стрелять. Чтобы стать таким, нужно много учиться и тренироваться.
У каждого государства есть армия. Вооружённые силы можно разделить на три главные группы - это сухопутные, которые действуют на суше. Военно-воздушные силы - они защищают Родину в воздухе. Военно-морские - несут вахту в морях и океанах.
К сухопутным войскам относятся мотострелковые войска, танковые, артиллерия и ракетные войска.
Авиация - боевые самолёты и вертолёты готовы защищать в случае необходимости наше отечество с воздуха.
Морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки.
Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной.
А знаете ли вы, ребята, пословицы об армии, о подвигах, о славе?
Герой - за Родину горой.
Жить - Родине служить.
Где смелость - там победа.
Смелого враг не возьмёт. Смелый боец в бою молодец.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Игра “Что делают?”
Рассмотреть иллюстрации, на которых изображены военнослужающие различных родов войск.
Пограничник - охраняет границу.
Военный врач - лечит солдат.
Летчик - управляет самолётом.
3.Физ. минутка «Мы солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно,
Заниматься дальше нужно.
Много лет назад был такой же как сейчас теплый солнечный день. И вдруг люди узнали, что на нашу землю напали враги и началась война. Налетели самолеты, приехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось. (Звучит песня «Священная война»). Отмечая 76-летие Великой Победы и окончания Второй мировой войны, в Казахстане и во всем мире помнят, что одним из факторов Победы стала дружба народов многонационального Советского Союза. Достойный вклад в разгром врага внесли воины-казахстанцы, чьи внуки и правнуки сегодня служат в вооруженных силах Республики Казахстан. В годы Великой Отечественной войны страна, как и другие республики СССР, отдала все для того, чтобы общими усилиями разгромить фашизм. На фронт из Казахской ССР было мобилизовано более 1 миллиона 200 тысяч солдат, 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов.
Каждый из нас помнит подвиг Восьмой Гвардейской стрелковой дивизии, которая была сформирована в Казахстане и Киргизии. Она приняла участие в битве под Москвой. Именно они 16 ноября 1941 года вели четырехчасовой бой у станции Дубосеково, что находится под Москвой, и не дали прорваться фашистам в столицу. Все они погибли, всем им было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. (показ иллюстраций)
Смелы, непоколебимы как стена.
Мы бережно в сердцах солдатских носим
Панфиловцев отважных имена.
А. Сурков
На защиту Родины от фашистских захватчиков рядом с мужчинами встали и женщины. (Показ иллюстраций)
Чтобы свободно Родина дышала
Мужчины крови пролили немало.
Но на любых фронтах тогда
С врагом
И юная казашка воевала.
Отчизна не забудет никогда
Маметову Маншук за пулемётом.
Да, героинь казахские края
Послать на подвиг
В трудный час умели.
Была на фронте снайпер Алия,
Без промаха стрелявшая по цели.
Маншук и Алия – так по спине
Струятся две косы
Темно и тяжко.
Так две звезды шагают в вышине…
Вы не забыты, юные казашки!
Воевали с врагом не только мужчины, но и женщины. В их числе пулеметчица Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Алия Молдогулова была первой женщиной - казашкой, которая получила звание Героя Советского Союза, по-смертно. Она повела в атаку с фашистами свой батальон. Даже будучи смертельно раненой Алия убила из автомата офицера, ранившего её. Это был последний гитлеровец, уничтоженный девушкой-солдатом. Маншук Маметова - славная дочь казахского народа. Ей было двадцать один, когда она совершило свой бесстрашный подвиг. Она осталась со всем одна, враги наступали, но, обставившись тремя пулеметами, три часа Маншук сдерживала яростные атаки противника.
За подвиги в Великой Отечественной войне 110 казахстанцев награждены орденом Славы трех степеней, а 499 казахстанцев удостоены звания «Герой Советского Союза». Дважды этого звания были удостоены летчики-штурмовики Т.Я. Бегельдинов, Л.И. Беда, И.Ф. Павлов и летчик-истребитель С.Д. Луганский. Особая гордость – девушки-герои: снайпер А. Молдагулова и пулеметчица М. Мамедова. Совершили подвиги Герой Советского Союза летчик-карагандинец Н. Абдиров и минометчик К. Сыпатаев. Одним из первых водрузил знамя Победы над рейхстагом лейтенант Р. Кошкарбаев.
Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою Родину.
(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материал о защитниках отечества в музеях.)
Вечный огонь, постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чем-либо или о ком-либо, кому воздвигли этот памятник. Воспитатель предлагает детям встать и почтить память погибших минутой молчания.
Гимнастика для глаз.
Во время войны было придумано много пословиц и поговорок. Мы с вами знаем поговорки о войне. Давайте вспомним их.
1. Герой за славой не гонится.
2. Герой никогда не умрет – он вечно живет.
3. За правое дело сражайся смело.
4. Жить – Родине служить!
5. Кто за правое дело стоит – всегда победит.
6. На фронте воевать – славу добывать.
7. Красна девушка косами, а солдат орденами.
8. Друг за друга стой – выиграешь бой.
9. Воюй до победы, как воевали деды.
10. Умный боец – везде молодец.
Как радовались люди окончанию долгой войны. Все поздравляли друг друга, плакали, вспоминая погибших, в ночном небе вспыхнули огоньки праздничного салюта. (Звучит песня "День победы")
И с тех пор, каждый год в этот день наши люди празднуют День Победы. Поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей земле. Вспоминают тех, кто погиб, сражаясь с фашистами. Благодарят воинов, которые победили фашистов и освободили нашу землю от врагов. Эти воины сейчас уже очень старые люди, но в этот праздник Победы, надевают свои ордена и медали, полученные за героическую борьбу с врагом, и выходят на парад Победы. (Показ картинок с изображением парада).
4. Выполнение работы детьми
Игра «Собери картинку». (военная техника)
5. Заключительная часть.
Ну вот мы и узнали много интересного про военных. А вам понравилось наше занятие? Про кого мы сегодня рассказывали про какие войска?
У Республики есть свои вооруженные силы. Они охраняют нашу Родину. Сегодня Казахстан располагает следующими родами войск.:
- силами воздушной обороны,
- военно-морскими силами;
- сухопутными войсками;
- аэромобильными войсками.
Что принесла эта война людям? (Горе, слёзы, потерю близких. Ничего доброго и хорошего она не принесла, и никогда не принесет).
Что делать, чтобы эта страшная война не повторилась в нашей стране? (Всем людям жить ружно, любить и уважать друг друга).
Рефлексия.
Прослушивание отрывка из песни «День Победы».
Как мы уже говорили, война затронула всех людей. Дома расспросите своих бабушек, дедушек о войне. Пожелайте им здоровья, мира. Нарисуйте рисунок о мире. Им будет приятно.