«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения с помощью нетрадиционного рисования»
КГУ «Специальный детский сад № 123»
Управления образования города Алматы
Воспитатель: Глушкова Тамара Николаевна
«Развитие зрительного восприятия детей с нарушениями зрения с
помощью нетрадиционного рисования»
Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающейработы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения являетсяразвитие зрительного восприятия.
Для того, чтобы данный вид работы был эффективен необходимо, впервую очередь, провести исследования состояния зрительного восприятиядошкольников с нарушенным зрением.
В работе использовались диагностические методики, разработанныеЛ.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной идругими с некоторой их модификацией.
Эффективным средством развития у детей зрительного восприятиябыла выбрана изобразительная деятельность, а именно нетрадиционноерисование. На ОУД по изобразительной деятельности мы решаем ряд важных коррекционных задач:
- Коррекция зрения и зрительного восприятия;
- Усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;
- Конкретизация и активизация речи;
- Работа в этом направлении проходит в несколько этапов:
- Научить детей узнавать, различать, сравнивать изображение с реальным предметом.
- Научить детей узнавать, различать, сравнивать реальный предмет с графическим изображением;
- Отражение предметных представлений в продуктивнойдеятельности.
В настоящее время обучение дошкольников изобразительнойдеятельности с применением нетрадиционных техник изображения, рассматривается как актуальное направление коррекционно– педагогической работы. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует формированию образов
мира, эмоциональному отношению к ним через тактильные ощущения,наблюдение, пространственное восприятие.
Нетрадиционное рисование вполне доступно для детей с нарушением зрения. Оно способствует не только развитию воображения, но и приобщаетк миру искусства, помогает произвести свойства материалов, учит исследовать, развивает тактильные ощущения: это чувственное восприятие, например, ощущения скользкой, холодной краски на пальцах; это загадка смешивания цветов, удивления от того, как из случайной капли краски возникают различные картины. Такое рисование доставляет детям множество
положительных эмоций. Устраняет психическую напряженность, восстанавливает бодрое настроение, благотворно влияет на мозг и нервную систему. Кроме того, корректирует восприятие окружающего мира.
Нетрадиционные техники рисования - это не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Р.Г. Казакова предлагает некоторые виды нетрадиционных техник в
обучении рисованию:
«Пальчики-палитра» – рисование пальчиком. Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием. Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали. На втором этапе дети учатся
смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов детидобиваются нужного оттенка.
К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Следующая техника – рисование ладошкой. Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. Данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.
Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.
Мазковая живопись. Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное времяна такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.
Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия. Этотметод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы.Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простаятехника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ееосуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается несразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Существуют художественные приёмы, которые уводят ребёнка от стандарта. Приём рисования с помощью выдуваемой струи воздуха. Этутехнику можно назвать коррекционной, т.к. она развивает дыхательный аппарат, активизирует мышление и речь, и позволяет ребёнку увидеть в получаемых кляксах предметы окружающего мира. Несформированность графических умений и навыков мешают детям выражать в рисунке
задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира, затрудняет
развитие эстетического восприятия. Учитывая эту особенность, можно
использовать технику рисование пластилином. Данная техника требует
усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.
Также используются и другие нетрадиционные техники рисования. Художественное творчество не знает ограничений и в материале, и в инструментах, и в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, такнеобходимую в творческой деятельности.
Одним из важных средств поощрения и развития детскогоизобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка.Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучшепонимает степень мастерства других детей.
Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техникахпроходит успешно при следующих условиях:
- доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению;
- использование различных форм занятий (комплексные занятия,основанные на интеграции различных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий просмотр и обсуждение);
- использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.
Практический опыт работы с детьми позволяет сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в изобразительной деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения. Развитие познавательной деятельности у детей с нарушением зрения, обогащение их знаниями и умениями положительно сказывается и на всем ходе их психического развития.
Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.