НЕВИДИМЫЕ НИТКИ, ОПУТАВШИЕ ДЕТЕЙ. СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ (Информационная справка для родителей от педагога-психолога )
НЕВИДИМЫЕ НИТКИ, ОПУТАВШИЕ ДЕТЕЙ. СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
(Информационная справка для родителей от педагога-психолога)
Психологический симбиоз родителей с детьми - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным ПУНКТОМ дальнейшего развития сознания и личности ребенка .
Симбиоз вполне оправдан в природе, когда организмы сотрудничают с целью выживания. Однако в человеческих отношениях — это чаще всего ненормальное патологическое явление.
Если в первые три года жизни ребенок нуждается в симбиотической связи, необходимой для полноценного психофизиологического развития, и это считается нормой, то дальнейшее развитие ребенка (от 3-х лет и более лет...) с симбиотической связью не только сказывается на ребёнке, замедляя темп его развития, но и формирует появление деструктивных свойств личности.
В ГРУППУ РИСКА ПОПАДАЮТ:
* родители позднего долгожданного малыша;
* долго не работающие матери, прочно «засевшие» дома;
* мамы часто болеющих малышей.
Мать нередко полностью подчиняет свое существование ребенку, отказываясь от работы, подруг, увлечений, личного досуга, полноценных отношений с супругом или нового замужества.
ПРОЯВЛЕНИЯ СИМБИОТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ:
* постоянная тревога;
* окружение малыша повышенной заботой;
* тотальный контроль;
* попытки полностью оградить его от жизненных трудностей и опасностей (чаще всего преувеличенных);
* нежелание отпускать от себя;
* ревность к другим членам семьи (бабушкам/дедушкам, братьям/сестрам и даже другому родителю);
* создания вокруг него вакуума;
* непомерные затраты времени и сил, отдаваемых «развитию» дочери или сына (многочисленные секции, кружки, студии и т.п.).
ПОСЛЕДСТВИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМБИОТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ:
Родители, чаще всего мать, стремятся все делать за ребенка. Не помогать, учить и подстраховывать, а делать вместо него.
- Это тормозит развитие таких базовых личностных качеств, как ответственность и самостоятельность.
- Ребенок может так и не научиться сам принимать решения и прогнозировать результаты своих поступков; действовать в критических ситуациях и предвидеть их; не бояться ошибиться и конструктивно реагировать на ошибки; планировать время и рассчитывать силы.
В итоге он рискует вырасти инфантильным, мнительным, тревожным, несамостоятельным, неблагодарным; может испытывать сложности с учебой и в отношениях со сверстниками.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СИМБИОЗА?
1. Самое главное — понимать, насколько это опасно и для него, и для вас. Важно верить ребенку и в ребенка — в его силы, способности, хорошие качества. Нужно постоянно присматриваться и прислушиваться к своему сыну или дочери, ловить момент, когда ребенок готов сделать следующий шаг к самостоятельной жизни, чтобы вовремя помочь ему в этом — подтолкнуть, помочь, отпустить.
2. Одновременно — наполнять свою собственную жизнь деятельностью, работой, занятиями, увлечениями, вторым (третьим, четвертым, пятым…) ребенком.
3.Не переживайте, что вы чего-то недодаете своему сыну или дочери. Это не так — на самом деле вы даете ему возможность научиться самостоятельность, лучше познать окружающих мир путем проб и ошибок, принимать без вас решения, ошибаться, самому пожинать плоды своего не совсем правильного поведения.
Помните, здоровые теплые отношения между людьми возможны лишь тогда, когда они не «перегружают» друг друга. Так уж получается: для того чтобы прожить жизнь вместе с ребенком, нельзя быть всегда рядом — нужно давать ему свободу действий и право на свое жизнетворчество. Желаем удачи!