27
февраль
2020
Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста
Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, так как вне организованной образовательной деятельности имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада.
Процесс целенаправленного музыкального воспитания и развития детей осуществляется с помощью различных форм организации музыкальной деятельности, обогащающих её содержание и методы руководства ею.
К формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся: организованная образовательная деятельность, использование музыки в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения, музыкальное образование дошкольников в семье.
Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду являются: организованная образовательная деятельность; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя) и детей в повседневной жизни ДУ в разнообразии форм (использование музыки в быту, праздники, развлечения).
Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством организации эстетически развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребёнка, нормализации его психофизического состояния. Она включает в себя:
- использование музыки в быту детского сада (слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различную образовательную деятельность, утренняя гимнастика под музыку);
- развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы;
- праздники.
В повседневной жизни музыкальную деятельность детей организует воспитатель и включает её в разнообразную деятельность в течение дня. Это требует от педагога понимания целей и задач музыкального воспитания, обладания определённым уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей, овладения способами художественной практики.
Если в организованной образовательной деятельности воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей.
Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
В свободное от образовательной деятельности время воспитатель может организовать слушание знакомых музыкальных произведений, что вызывает большой интерес у старших дошкольников. Ребёнку необходима музыкальная среда, слушание музыки в более свободных формах. В этом возрасте дети начинают осознанно интересоваться музыкой, способны уловить и установить не только общее настроение произведения, но и его смену в развитии музыкальных образов, наиболее выразительные музыкальные средства. Появляются любимые произведения. Поэтому в ходе организации педагогического процесса в повседневной жизни можно слушать с детьми музыкальные произведения, с которыми они впервые познакомились в ходе организованной образовательной деятельности.
С целью формирования музыкальной памяти, способности запоминать музыку, понимать её содержание воспитатель может побуждать детей не только к словесной передаче эмоциональных переживаний от прослушанного произведения, но использовать метод уподобления характеру звучания музыки, который предполагает активизацию творческих действий дошкольников. Это могут быть методы моторно-двигательного, цветового уподобления эмоционально-образному содержанию музыки.
Моторно-двигательное уподобление предполагает использование детьми дирижёрского жеста, образных, танцевальных движений и т.п. Это побуждает детей к экспериментированию, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, развитию творческой активности, удовлетворяет их потребность в движениях.
Цветовое уподобление так же внесёт элемент занимательности в процесс восприятия знакомого музыкального произведения и поможет закрепить представления о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, развития «словаря эмоций» детей. Во время звучания произведения, смены его частей дети поднимают соответствующие настроению музыки карточки (определённый цвет карточки связывается с соответствующим настроением музыки), проговаривая про себя характеристики эмоционально-образного содержания. Дети закрепляют знание слов-образов, с которыми их познакомил музыкальный руководитель во время слушания данного произведения в ходе организованной образовательной деятельности. Следует отметить, что слушая с детьми классическую музыку, воспитатель одновременно повышает и свой уровень музыкальной культуры.
Активное восприятие музыки в повседневной жизни воспитатель может организовать в форме музыкального досуга. Это могут быть тематические концерты, беседы – концерты. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах музыки. Беседу о музыке можно сопроводить показом слайдов с портретами композиторов, репродукциями картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времён. Концерты-беседы могут быть посвящены танцевальной музыке разных исторических эпох, маршевой музыке, песенным жанрам. Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др.).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке.
Различные виды детского исполнительства (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах) могут так же использоваться воспитателем, но в большинстве своём в играх. Игры, связанные с музыкальной деятельностью проводятся во всех возрастных группах.
Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует осторожного и гибкого подхода воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, следить за динамикой исполнения. Организуя совместную игру, воспитатель может предложить построить часть игры или всю её на основе музыки. Это может быть знакомая песня, хоровод, пьеса для слушания. Педагог может участвовать в исполнении или быть инициатором пения конкретной песни, включения музыки для слушания или активным участником хоровода в игре. Тогда дети подхватят исполнение взрослого, и в дальнейшем не забудут включить в игру предложенный музыкальный репертуар. Если помощь воспитателя в исполнении музыкальных номеров в сюжетно-ролевой игре не нарушит хода игры, то в какой-то степени будет преодолён разрыв между игровым замыслом детей и их возможностями в области музыкальной деятельности, и игра приобретёт творческих характер.
Организуя музыкальную деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель может предложить детям и различные виды музыкально-дидактических игр:
- игры, предусматривающие спокойное музицирование (с использованием игрового материала);
- подвижные игры, где элемент соревнования в увёртливости и ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий;
- игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения карточки разных цветов.
Второй вид игр дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями.
В дидактических играх, построенных по типу хороводных, двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Как правило, победители в игре поощряются исполнением их желания.
Музыкально-дидактические игры всегда требуют значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть, музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигнет своей цели.
Использование дидактических игр в организации музыкальной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Старшие дошкольники могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, проводить друг с другом или коллективом музыкально-дидактические игры с использованием игрового материала (настольные) и хороводные. Дети могут объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия. Поэтому воспитателю нужно более внимательно отнестись к участию в дидактических играх детей, легко возбудимых, неуравновешенных, с ослабленным вниманием, долго не посещавших детский сад. Наиболее одарённым детям, детям шести лет, наделённым быстрой реакцией, воспитатель может доверять роль ведущего, организатора подвижных музыкально-дидактических игр. Однако следует учитывать то, что ребёнок, увлёкшись ролью педагога, часто не может охватить своим вниманием действия всего коллектива, допускает паузы в ходе проведения игры, и здесь необходима поддержка со стороны педагога как участника совместной игры.
Благоприятный микроклимат в группе, внимательное отношение педагога к проявлениям детей и участие его в музыкально-дидактической деятельности вызывает у них желание не только самим придумывать игры и проводить их, но и словесно обосновывать свои действия.
Изменение условий жизни меняют и игры детей-дошкольников. Технические и компьютерные игры завоевывают все более прочные позиции. И это надо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, в том числе музыкальной образовательной деятельности. По своей сути компьютерные игры - это обучающие, развивающие дидактические игры нового поколения.
Из всего многообразия компьютерных игр педагог должен выбрать именно те, которые отвечают целям и задачам дошкольного образования и воспитания; доступны и корректны по содержанию; соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей (легкость для самостоятельной деятельности дошкольника); способствуют развитию навыков и представлений детей, занимательны для ребенка. Педагогу следует обращать особое внимание на то, чтобы занимательная сторона игры не заслоняла собой ее познавательную и развивающую функцию.
Компьютерные игры имеют свои преимущества:
- подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- игры несут образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляют возможность индивидуальной работы с ребёнком.
К компьютерным играм предъявляются следующие требования: использовать компьютерные игры для детей 5-7лет следует не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После проведения данного вида игр с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15мин. Расстояние от глаз ребенка до мультимедийной доски должно быть не меньше двух – трех и не больше 5 – 5,5 метров, до индивидуального компьютера — не менее 75 сантиметров; мебель (стол и стул) должна соответствовать росту ребенка.
Таким образом, в музыкальную деятельность старших дошкольников в свободное от образовательной деятельности время можно включить и компьютерные обучающие и развивающие музыкальные игры, тем самым, вызывая интерес к музыкальной деятельности и развивая творческие и интеллектуальные способности детей. Это могут быть игры, направленные на закрепление знаний о регистрах, динамических оттенках, о музыкальных инструментах. В занимательной форме дети упражняются в определении настроения, темпа музыки, тембра музыкальных инструментов, что способствует расширению кругозора детей, обогащению их словарного запаса.
Использование музыкально-дидактических игр нового поколения способствует повышению интереса и мотивации дошкольников к музыкальной деятельности, формированию основ логического мышления, развитию творческих способностей и повышению качества знаний.
Музыкальная деятельность старших дошкольников может быть организована и в форме театрализованной игры. Дети старшего дошкольного возраста с увлечением играют в кукольный театр, превращая в артистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоскостных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития воображения у детей, понимания ими явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыгрываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров потешки, попевки, песни или некоторые пьесы из репертуара детского оркестра. Если этого не происходит, воспитатель может предложить детям вспомнить знакомый музыкальный репертуар (песни, пьесы) и посоветовать включить его в театрализованную деятельность.
Следует отметить, что музыкальная деятельность в повседневной жизни детского сада должна соответствовать возрастным особенностям детей. Планируя эту работу с детьми, необходимо:
- оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях при проведении музыкальной деятельности с дошкольниками;
- осуществлять поиск, оценку и анализ информации, необходимой для организации общения детей с музыкальным искусством;
- строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Для эффективной организации музыкальной деятельности с детьми воспитателю необходимо уметь самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием в области музыкального воспитания дошкольников.
Практическую помощь воспитателю в организации различных видов музыкальной деятельности с детьми может оказывать музыкальный руководитель.
Таким образом, любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на совместной деятельности, партнёрстве, всячески поощряя его инициативу. Организованная воспитателем музыкальная деятельность детей старшего дошкольного возраста, обогащает их повседневную жизнь новыми впечатлениями, формирует познавательную и творческую активность, стимулирует развитие самостоятельной музыкальной деятельности. Это возлагает большую ответственность на педагога за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребёнка, становления его личности.