28
сентябрь
2020
Календари природы и погоды для обучения детей
Календари природы и погоды для обучения детей
Организация уголка природы способствует:
- развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;
- формированию элементарных экологических представлений;
- воспитанию умения вести себя в природе;
- воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.
Но существуют общепринятые особенности организации уголка живой природы:
1. Размещение живых цветов для закрепления знаний о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомства со способами ухода за ними.
2. Заведение живых обитателей (волнистые попугайчики, рыбки, морские свинки и т.д.) для воспитания любви к животным, бережного отношения и ухода за ними.
3. Обустройство уголка наблюдения за природными явлениями для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
Если с первыми двумя пунктами все просто и понятно, то с третьим возникают вопросы. Каким образом обустроить уголок природы для знакомства детей с природными явлениями, какую информацию туда разместить и как ее оформить. Чтобы не искать ответы на эти вопросы и облегчить жизнь воспитателям, некоторые производители товаров для детского сада уже создали готовые модели календарей природы и погоды. Они содержат всю необходимую информацию и соответствуют определенной возрастной группе ребенка. Таким образом календари природы делятся на 2 группы:
Для младшей группы детского сада (от 3 до 4 лет)
Яркие, с красочными изображениями животных и растений, стенды, которые всегда привлекут внимание детей и будут стимулировать их к процессу обучения. Как правило, содержат следующую информацию:
- о сезонах (зима, лето, весна, осень),
- днях недели (понедельник-воскресенье),
- природных явлениях (дождь, ветер, солнце и т.д.)
Для средней и старшей групп детского сада (от 4 до 6 лет)
В комплект к таким календарям, как правило, входят специальные плашки, которые во время ОУД педагог вставляет в акриловые кармашки (день недели, число, месяц, год, праздники и т.д.).
Многие модели содержат интерактивные градусники, которые так нравятся детям и оживляют ход занятия. Передвигая бегунок, дети изучат такие понятия, как «холодно-жарко», «прохладно-тепло».
В настоящее время выпускаются более современные модели календарей природы, которым отдают предпочтение многие педагоги. Это магнитно-маркерные календари наблюдений.
Они интересны тем, что записывая на маркерной поверхности данные, можно вести дневник наблюдений за погодой прямо у себя в группе. Так, наглядным образом, вместе с детьми есть возможность провести сравнительный анализ данных за сегодня и вчера, за сегодня и прошлый понедельник и т.д.
Пример:
— Дети, какая у нас сегодня погода? Давайте выглянем в окошко и посмотрим.
— Светит солнышко и тепло.
— Дети, а какая вчера была погода на улице?
— Было прохладнее, чем сегодня и шел дождик.
Таким образом дети научатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад и т.д., устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т.д.)
Некоторые модели магнитно-маркерных календарей природы продаются с любимыми детскими магнитиками. На них изображена одежда, которую необходимо одевать при той или иной погоде, государственные праздники, природные явления. Каждому ребенку такой элемент однозначно придется по душе. Ведь кто не любит магниты!
Также календари природы и погоды, которые относятся к последней группе, можно использовать для работы с детьми младшего школьного возраста, так как на некоторых из них находятся часы, по которым очень удобно изучать время.
Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.