КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Игровые технологии в математическом развитии дошкольников»
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№123 арнайы балабақша» КММ
КГУ «Специальный детский сад № 123»
Управления образования города Алматы
Воспитатель: Кутелева Елена Анатольевна
Старшая группа: «Нұршашу»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Игровые технологии в математическом развитии дошкольников»
Цель: Конкретизировать знания педагогов по использованию игровых технологий в математическом развитии дошкольников.
План:
1.Вспомнить основные задачи дошкольного образования в математическом развитии дошкольников («Мозговой штурм»)
2.Что такое игра для детей (высказывание В.А.Сухомлинского), высказывания педагогов.
3.Сообщение «Как разделены дидактические игры» (группы, принципы, структура)
4.Рассматривание блоков деятельности (образовательный, совместный, самостоятельный, работа с родителями)
5.Вывод.
6.Вопросы педагогов по теме консультации.
7.Список литературы.
Ход:
Одна из основных задач дошкольного образования – интеллектуальное развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Система увлекательных игр и упражнений по Основам математики помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя:
-Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
-Овладению мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
-Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;
-Формированию умения понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
-Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
-Развитию способности к само регуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-Развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной ориентации.
В.А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра для детей – это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребёнку раскрепостить своё воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки. Игра - это прекрасный метод развивающего обучения. «Игровые педагогические технологии» - это различные педагогические игры, которые имеют чётко поставленную цель обучения и соответствующий результат.
Одна из основных задач дошкольного образования – интеллектуальное развитие ребёнка. Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Особая роль в формировании элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Все дидактические игры по основам математики разделены на несколько групп: игры с цифрами и числами; игры – путешествия по времени; игры на ориентировку в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
При организации игровой деятельности придерживайтесь следующих принципов: доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников); повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры); коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу способную решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую более сложные); соревновательность (создаёт у ребёнка или подгруппы стремление выполнять задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой); элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Структура дидактической игры: название игры, цель игры, дидактические задачи (правила игры), дидактические действия, итог игры.
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми: словесные вопросы; вопросы побуждающие к мыслительной деятельности; указание; пояснения; объяснение; педагогическая оценка (поощрение, одобрение, порицание, похвала); разъяснение. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца. Практические: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Направление деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК: Интегрированная деятельность, комбинированные ОД. На сюжетной основе: занятия – сказки, фронтальные, групповые, индивидуальные. Организовывать и проводить обучающие ОД можно следующим образом.
ОД – сказки.
На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомить с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой игре присутствует сказочный персонаж, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему.
Комбинированные ОД из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий (целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения).
Занятия – досуги (особенно в старшем дошкольном возрасте включать как итоговое на закрепление пройденного материала).
Интегрированная деятельность (познавательное развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое образование и конструирование).
БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Такая форма предполагает игры на закрепление и знакомство с новым материалом, индивидуальная работа и предварительная работа. В совместной деятельности – взрослый это партнёр по игре, в процессе которой идёт живая беседа, создаётся атмосфера творчества, самостоятельности и определённой свободы. Включение в сюжетно – ролевую игру, драматизацию. Игры – соревнования. Конкурсы смекалистых. Игровые турниры. Игры в уголке занимательной математики.
БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребёнка. В самостоятельных играх ребёнок закрепляет самостоятельно полученные знания, навыки, умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а самое важное: появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
1.Использование развивающих игр в уголках разной тематики.
2.Использование игрового материала как строительно – конструктивного.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействиями с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
1.Тематические родительские собрания.
2.Наглядная информация в родительском уголке.
3. ОД – практикумы по развивающей игре.
4.Совместные и открытые ОД.
5.Консультации.
6.Организация домашней игротеки.
Многообразие наглядно – дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объёму материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий. Для индивидуальной работы можно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному».
Вывод: Игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения, а также повторяют усвоенный материал. Работа по формированию у детей элементарных математических представлений через логико – математические игры в условиях детского сада, позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные особенности и таланты каждого ребёнка. Полученный багаж знаний, умений и навыков позволяет каждому ребёнку развивать творческую инициативу, поддержать у дошкольников интерес к математике. Математическое развитие ребёнка – это процесс трудоёмкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребёнком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агафонова О., Соболева О. «Буквальные задачки или счёт идёт на сказки» -М.: Дрофа 2007г.
2.Волина В.В., «Праздник числа» М: Мозаика – Синтез 2003 г.
3.Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие» М: Просвещение 2006 г.
4.Илященко Л.А. «Числа и цифры от 2 до 10» Методические рекомендации к учебно – наглядному пособию для детей 5-7 л М: Ювента 2007 г.
5.Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Математика для детей 5-6 лет; 6-7 лет. М: Сфера 2014 г.
6. Интернет – ресурсы.