Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей» » КГУ "Специальный (коррекционный) ясли сад №123 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения"
Коммунальное государственное учреждение
"Специальный детский сад №123 "
Управления образования города Алматы
Меңгеруші:
+7(727) 251-21-37
әдіскер:
+7(727) 251-27-27
Версия для
слабовидящих
28
апрель
2022

Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей»

Консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей»


     В последние годы активизирована работа по адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Для слабовидящих детей Типовыми штатами предусмотрена ставка тифлопедагога, который проводит специальные занятия, призванные помочь слабовидящим детям. Тут также важна работа тифлопедагога и родителей, ведь успех зависит только от комплексной работы специалиста и взрослых. В статье – готовая консультация для родителей «Позаботимся о зрении детей». Распечатайте ее и передайте специальному педагогу для раздачи родителям в качестве дополнительного материала.

    Зрение для любого человека – основной источник знаний об окружающем мире, а глаза ребенка заслуживают особенного внимания. Это весьма актуально в нынешнее время, когда из-за пандемии даже детские сады были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Дети занимались через гаджеты и иные средства связи, в итоге существенно возросла нагрузка на глаза и зрение. Поэтому именно сейчас актуально вспомнить о тех перегрузках на детский орган зрения и теперь, когда весь мир потихоньку возвращается к привычному формату жизни, постараться устранить те вредные нагрузки, которым подвергались глаза детей.

Как обнаружить первые признаки нарушения зрения у ребенка

   Если вы заметили у своего ребенка один из нижеперечисленных признаков, следует пройти с ребенком осмотр у специалиста, чтобы своевременно выявить проблему:

  • ребенок близко подносит к глазам игрушку и наклоняет голову, когда пытается что-либо рассмотреть;
  • прищуривается, когда смотрит на что-либо;
  • периодически испытывает дискомфорт от яркого света;
  • ощущает боль в глазах;
  • при просмотре мультиков садится как можно ближе к экрану;
  • мучается частыми головными болями, периодически трет глаза, глаза постоянно краснеют;
  • ребенок часто трет глаза;
  • у ребенка текут слезы на прогулке или в других ситуациях;
  • глаза «склеиваются», появились выделения и т. п.
  • неспособен различать цвета после 3 лет.

Как сохранить зрение ребенка

   Ребенку в первую очередь необходимо сократить время просмотра мультиков у телевизора или компьютера. Дошкольникам рекомендуется смотреть телевизор не более получаса в день. При этом сидеть ребенок должен на расстоянии 3 метров от телевизора, а в комнате обеспечьте хотя бы слабое освещение: телевизор смотреть в полной темноте запрещено. До трех лет пользоваться компьютерами и планшетами детям вообще нежелательно. С трех до семи лет можно разрешить игры с ними, но не более 20 минут, а по частоте также должны быть ограничения – не чаще двух раз в неделю. При этом учитывайте расстояние до экрана. Оно должно быть не меньше 70–80 см. Не разрешайте детям читать лежа в постели, в транспорте, играть в игры по сотовому телефону. Следует вырабатывать у ребенка правильную осанку при зрительной нагрузке.
     Порой взрослые, у которых дети испытывают проблемы со зрением, стараются в страхе уменьшить физическую активность ребенка. Но это неправильно. Физическая культура и физическое развитие весьма важны для растущего организма. Физическая нагрузка в разумных пределах помогает хорошему кровоснабжению всех органов, а также и глазных мышц.
    Не менее важно для хорошего зрения и полноценное витаминизированное и регулярное питание. В рацион обязательно нужно включить продукты, богатые витамином А. Для этого нужно постоянно употреблять морковь, петрушку, помидоры, шиповник, шпинат, абрикосы, сливочное масло, говяжью печень, коровье молоко и яичный желток. Также нужен для зрения и витамин В2. Если его недостаточно, это приводит к плохому усвоению пищи, что в итоге приводит к светобоязни, снижению зрения. Витамин B2 можно получить с лихвой, если употреблять молочные продукты, кефир, простоквашу, яйца, шпинат, сыр, постное мясо, рыбу, говяжью печень. Не менее важен для зрения и витамин С. Его в избытке можно найти в чернике, шиповнике, лимоне и черной смородине.
     Кроме того, для профилактики проблем со зрением есть много разнообразных методик. Самая эффективная, конечно же, зрительная гимнастика и различные упражнения. Это отличный помощник в борьбе за хорошее зрение. Упражнения могут выполнять взрослые вместе с детьми. Проведение регулярной гимнастики для глаз как в детском саду, так и дома существенно повысит работоспособность зрения, улучшит кровообращение, предупредит развитие некоторых заболеваний глаз.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Попросите ребенка потереть ладонью о ладонь. Затем пусть закроет глаза и положит ладони на них. Повторить 1–2 раза.

2. Нужно скрестить руки, при этом сжать кулаки так, чтобы большой палец был сверху. Глаза закрываем и проводим три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей. Повторить 1–2 раза.

3. Быстро моргаем, а затем закрываем глаза и продолжаем сидеть спокойно, не торопясь считая до шести. Повторить 4–5 раз.

4. Не торопясь проделайте круговые движения глазами сначала в правую сторону, потом также в левую сторону. Затем расслабьте глаза и посмотрите вдаль на счет 1–8. Повторить 1–2 раза.

5. Закрываем глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрываем глаза, расслабив мышцы глаз, смотрим вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

6. Смотрим на переносицу и задерживаем взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводим. Затем открываем глаза, смотрим вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

7. Голову не поворачиваем, но смотрим направо, фиксируем взгляд на счет 1–4, далее смотрим вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводим упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3–4 раза.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко


«Пальминг»
    Сядьте прямо, расслабьтесь. Закройте глаза ладонями так, чтобы середина ладони правой руки находилась напротив правого глаза, также и левая рука. Ладони не нужно сильно прижимать к глазам. Не допускаем «щелочек», пропускающих свет. Затем опустите веки. Итак, глаза закрыты и еще прикрыты ладонями. Далее нужно опустить локти на стол. При этом шея и позвоночник должны быть почти на одной прямой линии. Тело не напрягайте, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание спокойное. После выполнения упражнения постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету и лишь затем их открывайте. Упражнение ребенок может выполнять вечерами в семейной обстановке вместе с родителями.

«Покорчим рожицы»

Предложите ребенку изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаска ежика: губки вытянуты вперед-влево-вправо-вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу Ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

«Рисование носом»

Предложите ребенку представить перед собой картинку, например, домик. Затем закрыть глаза. Подумать, что нос стал таким длинным, что достает до картинки. Нужно обрисовать своим носом выбранный элемент.

«Верх-вниз, влево-вправо»

Нужно двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до пятнадцати.

«Круг»

Представьте себе большой шар. Нужно обвести его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Квадрат»

Предложите ребенку представить себе квадрат. Затем нужно перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

«Раскрашивание»

Предложите ребенку закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Следует мысленно раскрасить его разными цветами: например, сначала желтым, потом зеленым, красным, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

«Расширяем наше поле зрения»

Вытяните перед собой указательные пальцы обеих рук, при этом за каждым пальцем будет следить свой глаз: за правым пальцем – правый глаз, за левым – левый. Разведите пальчики в стороны и сведите вместе. Сведите их и направьте в разные стороны на другие места: правый палец, а с ним и правый глаз в левую сторону, а левый палец, с ним левый глаз в правую сторону. Вернуться на свои места.

«Пиноккио»

Попробуйте вместе с ребенком закрыть глаза и представить кончик своего носа. Затем нужно неторопливо считать от 1 до 8. Вместе с ребенком представьте, что ваш нос начинает расти, и продолжайте с закрытыми глазами следить за кончиком своего носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, следите, но уже за уменьшением носа.

Игры для тренировки зрения


«Пуговки»

Смешайте много разных пуговиц и предложите ребенку их отсортировать, раскладывая их по форме, цвету, размеру, количеству дырочек. Можно делать это вместе с ребенком или даже наперегонки. Складывайте из пуговиц стопочки, проверьте, у кого стопочка окажется выше или продержится дольше. Игра развивает внимательность, мышление, мелкую моторику, позволяет изучить цвета, простой счет и т. д.

Игры с бумагой

Детям очень интересны различные игры на бумаге, например: «Раскрась вторую половинку картинки», разобрать различные лабиринты, где надо найти нужный путь для героя, «Соедини точки по порядку», «Найди отличия на картинках». Все эти игры помимо зрения развивают память, внимание и мелкую моторику.

Игра-корректировка

Игра подойдет детям из предшкольной группы, которые уже знакомы с буквами. Нужно подготовить текст, напечатанный крупными буквами. Затем – предложить ребенку вычеркнуть или обвести определенную букву или их сочетание. Когда это задание станет слишком легким, нужно его усложнить, предложив вычеркнуть каждую вторую букву «в», а каждую третью «к» обвести.

Игра-изменялка

Разложите на столе несколько небольших предметов. Затем дайте ребенку 30 секунд для запоминания предметов и их расположения. Далее попросите ребенка отвернуться, а сами поменяйте последовательность предметов или добавьте новый предмет, поменяйте предмет на другой такого же цвета, поменяйте предметы местами и т. д. После этого ребенок должен догадаться, что изменилось. В этой игре также интересно меняться ролями.

Упражнения для глазодвигательных мышц


«Бегаем глазами»

Возьмите карандаш с фигуркой на конце и попросите ребенка следить глазами за его движением. По ходу игры можете придумать увлекательное путешествие вашему герою.

«Птица Феникс»

Вместе с ребенком закройте глаза на 5–6 секунд, а потом широко откройте их и смотрите прямо, не моргая в течение 5–6 секунд.

«Подальше-поближе»
+
Посадите ребенка рядом с собой. Называйте ему различные предметы, которые имеются в комнате в разных местах, а ребенок должен их найти. Далее можете поменяться ролями.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив