03
февраль
2021
Игры и занятия с детьми раннего возраста по теме «Игрушки» Коммуникация.
Игры и занятия с детьми раннего возраста по теме «Игрушки»
Коммуникация.
- Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка».
Материалы: игрушечная лошадка
Ход работы: Воспитатель читает стихотворение, сопровождая чтение игровыми действиями: причесывает шерстку «гладко», хвостик приглаживает гребешком. Стихотворение читается 2-3 раза. Далее педагог предлагает детям изобразить лошадок. Он цокает, а малыши скачут, как лошадки. А как поет лошадка? (И-и-и). давайте споем вместе с лошадкой ее песенку. Дети выполняют задание вместе и по одному.
- «Кукла Катя»
Материал: иллюстрация к потешке «Катя, Катя», кукла Катя.
Ход: воспитатель и дети рассматривают картинку, где изображена кукла, педагог сообщает, что эту куклу зовут Катей, у нее красивый наряд, она очень любит детей. Раздается стук и входит кукла. Она здоровается с детьми, говорит, как ее зовут и спрашивает, как зовут детей. Воспитатель читает потешку про куклу Катю:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя, ножкой!
При повторном прочтении потешки кукла Катя имитирует движения. Затем кукла предлагает детям при чтении потешки пройти по комнате и топнуть ножкой, дети произносят слова потешки вместе с воспитателем (имя Катя меняется на имя ребенка). В конце занятия дети могут угостить куклу чаем.
- «Картинки-загадки»
Материал: волшебный сундучок; картинки с изображением «Кукла плачет», «Машина», «Мишка», «Мышка» и др. (на усмотрение воспитателя), магнитная доска.
Ход: воспитатель предлагает открыть детям волшебный сундучок и достает оттуда картинки, которые последовательно вывешивает на магнитной доске, при этом обращает внимание на рисунок.
-Кто это? (ляля, кукла)
- Как ляля плачет? (А-а-а)
-А что это? (машина)
-Как машина гудит (у-у-у)
-А как медведь рычит? (ы-ы-ы)
-А как мышка пищит? (и-и-и)
В конце занятия можно провести подвижную игру «У медведя во бору…»
- «Игрушка Мишка»
Цель: познакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения – игрушки (мишка);
Учить детей описывать игрушку (называть части, величину, признаки) по вопросам воспитателя;
Сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, обогащать словарь.
Ход: Рассматривание игрушечного медвежонка по вопросам: Какой Мишка? Какие у Мишки лапки, нос, хвост, ушки? Развивающая игра «Большой-маленький».
Физическое воспитание.
Досуг «Бежим к Кате»
Цель: приучать детей по сигналу бежать в указанном направлении, догонять катящийся мяч, класть его в корзину.
Материал: корзины, мячи, кукла Катя, кроватка для нее.
Ход игры: дети сидят на стульчиках полукругом у одной стены. У противоположной стены – кроватка, в которой спит кукла Катя, а рядом корзинка с мячиками. Воспитатель рассказывает: далеко-далеко живет добрая и красивая кукла Катя. Но она больна и очень скучает.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится!
Малыши поют свою любимую песенку. Им предлагают отправиться к кукле в гости. Услышав музыкальный сигнал (дудочка, колокольчик), дети встают со стульчиков и бегут к кукле. Они лечат, ласкают Катю, поют ей песенку –кукла выздоравливает. Тогда воспитатель показывает малышам корзинку с мячиками и предлагает поиграть. Он берет мячики и катит их к противоположной стене. Дети догоняют мячики и кладут их в другую корзину, стоящую рядом со стульчиками.
Досуг «Догони мяч»
Цель: приучать бегать за мячом, ловит его двумя руками, бросать в корзину.
Материал: корзина с мячами, два медвежонка, игрушечные тарелочки, ложечки.
Ход игры: дети стоят в одном конце комнаты, воспитатель в другом. Рядом с ним корзина с небольшими мячиками, за корзиной стоят игрушечные медвежата. Малышам объясняют правила игры. (дети, я буду катать мячи, а вы ловите их! Поймав мяч, принесите его и бросьте в эту корзину – медвежатам). Читают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч»:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Воспитатель катит мячик к детям: «Ловите!». Малыши ловят мячи, бегут к корзине и двумя руками сверху бросают в нее мячики. Воспитатель берет в руки медвежонка и говорит: « Спасибо, дети. Как хорошо вы умеете ловить мячи! Не забыли принести сюда и бросить в корзину!» Медвежата угощают детей медом и дарят им по мячу. Малыши прячут каждый свой мяч, а потом вместе с воспитателем идут искать спрятанные игрушки. Найдя все мячи, малыши объясняют, где они их нашли(под столом, в шкафу и т.п.); мячи опять бросают в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока все мяине будут найдены и брошены в корзину.
Физкульт.минутки с речевыми упражнениями.
Машина.
Би-би-би – гудит машина. Тук-тук-тук – мотор стучит. Едем, едем, едем, едем – он так громко говорит. Шины трутся о дорогу, Шу-шу-шу они шуршат. Быстро крутятся колеса, Та-та-та вперед спешат. | Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой Ритмично потопывают ногами Потирают ладони Делают ритмично «вертушку» руками |
Кукла неваляшка встала, не лежит. Сильно раскачалась, весело звенит. Дили-дили-дили-дон – раздается всюду звон. Кач-кач-кач-кач – слышен Лены громкий плач, Неваляшка все не спит, не ложится, не сидит. Бом-бом-бом-бом – закрутилась вдруг волчком. Лена плакать перестала и сама качаться стала | Дети ритмично покачиваются из стороны в сторону Ритмично покачивают «куклу» на руках Делают ритмичные наклоны туловища вперед Ритмично хлопают в ладоши |
Раз, два, прыгай, мячик! Раз, два – и мы поскачем! Девочки и мальчики прыгают, как мячики! | Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу. Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе. |
Комплексы утренней гимнастики
С погремушкой.
Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построиться в круг.
Общеразвивающие упражнения с погремушкой.
- «Потряси погремушку». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу, погремушка в правой руке. «Погреми» - поднять игрушку вверх, потрясти ее, опустить вниз. Повторить 3 раза. Переложить погремушку в другую руку и выполнить тоже упражнение.
- «Постучи погремушкой». И.П. :то же. Нагнуться, постучать погремушкой по коленям, сказать «динь-динь», выпрямиться. Повторить 3 раза. То же выполнить левой рукой, предварительно переложив погремушку.
- «Положи погремушку». И,П.: то же. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, присесть, взять погремушку, выпрямиться. Повторить 2 раза. Переложить погремушку и выполнить то же упражнение. Бег и ходьба друг за другом.
Ходьба стайкой, непродолжительный бег стайкой, закончить ходьбой.
Общеразвивающие упражнения.
- «Большой барабан» И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить. Повторить 4 раза.
- «Поиграем на барабане». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу за спиной. Нагнуться, постучать по коленям, сказать бум-бум, выпрямиться. Повторить 4 раза.
Ускоренная ходьба за воспитателем. Закончить спокойной ходьбой.
Комплексы бодрящей гимнастики.
«Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине Широко развести руки
Все игрушки на витрине: в стороны.
Заводные зайчики, Повороты вправо-влево с
Куколки и мячики, вытянутыми руками.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, Присесть.
С нами поиграть хотят. Прыжки.
Вот солдатики стоят, И. п.: стойка смирно.
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять – Маршируют.
Начинаем мы шагать.
Вот бегут машины, Руки перед грудью «крутят
Шуршат своими шинами. руль». Дробное топанье.
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют, Легкие прыжки с хлопками
Лапкой ударяют. в ладоши.
Медвежонок взял гармошку, Имитация игры на гармошке
Поиграть решил немножко, с пружинкой.
Раз, два! Поворот… Повороты.
Он танцует и поет. Сказать: «ыыыыыыы».
Эй, скорее посмотри: Руки слегка отвести в стороны
Куклы танцевать пошли, и развернуть ладонями наружу.
Ножки выставляют, Поочередное выставление ног
В гости приглашают. на пятку.
Всех красивей паровоз: Имитация движения паровоза.
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки – Сказать: «ту-туууууу»
Куклы, зайчики, петрушки.
Комплексы бодрящей гимнастики.
«Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине Широко развести руки
Все игрушки на витрине: в стороны.
Заводные зайчики, Повороты вправо-влево с
Куколки и мячики, вытянутыми руками.
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят, Присесть.
С нами поиграть хотят. Прыжки.
Вот солдатики стоят, И. п.: стойка смирно.
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять – Маршируют.
Начинаем мы шагать.
Вот бегут машины, Руки перед грудью «крутят
Шуршат своими шинами. руль». Дробное топанье.
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют, Легкие прыжки с хлопками
Лапкой ударяют. в ладоши.
Медвежонок взял гармошку, Имитация игры на гармошке
Поиграть решил немножко, с пружинкой.
Раз, два! Поворот… Повороты.
Он танцует и поет. Сказать: «ыыыыыыы».
Эй, скорее посмотри: Руки слегка отвести в стороны
Куклы танцевать пошли, и развернуть ладонями наружу.
Ножки выставляют, Поочередное выставление ног
В гости приглашают. на пятку.
Всех красивей паровоз: Имитация движения паровоза.
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки – Сказать: «ту-туууууу»
Куклы, зайчики, петрушки.
«Любимые игрушки»
«Кукла»
И.п.: лежа на спине.
Любим мы играть и даже
Кукол вам сейчас покажем.
Ровно улеглись в постели
И направо посмотрели.
Тут же глубоко вздохнули
И головки повернули.
А теперь мы выдыхаем,
Смотрим вверх и отдыхаем.
«Заводная машина».
И.п.: лежа на спине.
- Вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»)
- -3. Вращательные движения ногами, вернуться в и.п.
Повторить 3 раза: темп сначала умеренный, затем быстрый, в конце медленный.
«Мячик»
И.п.: сидя, ноги вместе, упор руки сзади.
1-2.согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками.
3-4. вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз, темп умеренный
«Мячик»
МЫ НОГАМИ – ТОП, ТОП.
МЫ РУКАМИ – ХЛОП, ХЛОП.
МЫ ГЛАЗАМИ МИГ, МИГ.
МЫ ПЛЕЧАМИ ЧИК, ЧИК.
РАЗ –СЮДА, ДВА – ТУДА
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
РУКИ КВЕРХУ ВСЕ ПОДНЯЛИ.
СЕЛИ – ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
ВАНЬКОЙ –ВСТАНЬКОЙ СЛОВНО СТАЛИ.
РУКИ К ТЕЛУ ВСЕ ПРИЖАЛИ
И ПОДСКОКИ ДЕЛАТЬ СТАЛИ.
А ПОТОМ ПУСТИЛИСЬ ВСКАЧЬ,
БУДЬТО МОЙ ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ!
Дыхательная гимнастика
«Надуваем воздушный шарик»
Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1-2 сек. С шумом выдохнуть вохдух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук у-у-у. Учить детей постепенно продлевать вдох до 3с., выдох до 6с.
«Мишка»
Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
«Паровозик»
Ходьба по комнате с попеременными движениями руками, согнутыми в локтях. Вдох. На выдохе произносить «чух-чух-чух» (20-30 сек.)
«Мячик»
И.п.: сидя, ноги вместе, упор руки сзади.
1-2.согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками.
3-4. вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз, темп умеренный
«Мячик»
МЫ НОГАМИ – ТОП, ТОП.
МЫ РУКАМИ – ХЛОП, ХЛОП.
МЫ ГЛАЗАМИ МИГ, МИГ.
МЫ ПЛЕЧАМИ ЧИК, ЧИК.
РАЗ –СЮДА, ДВА – ТУДА
ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ
РАЗ – ПРИСЕЛИ, ДВА – ПРИВСТАЛИ,
РУКИ КВЕРХУ ВСЕ ПОДНЯЛИ.
СЕЛИ – ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
ВАНЬКОЙ –ВСТАНЬКОЙ СЛОВНО СТАЛИ.
РУКИ К ТЕЛУ ВСЕ ПРИЖАЛИ
И ПОДСКОКИ ДЕЛАТЬ СТАЛИ.
А ПОТОМ ПУСТИЛИСЬ ВСКАЧЬ,
БУДЬТО МОЙ ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ!
Дыхательная гимнастика
«Надуваем воздушный шарик»
Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание на 1-2 сек. С шумом выдохнуть вохдух через губы, сложенные трубочкой, произнося звук у-у-у. Учить детей постепенно продлевать вдох до 3с., выдох до 6с.
«Мишка»
Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть «м-м-м-м», одновременно постукивая пальчиками обеих рук по крыльям носа.
«Паровозик»
Ходьба по комнате с попеременными движениями руками, согнутыми в локтях. Вдох. На выдохе произносить «чух-чух-чух» (20-30 сек.)
Подвижные игры.
«Догони мяч»
Цель: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.
Ход игры. Воспитатель показывает корзину с мячами и предлагает встать с ним вдоль одной из сторон. Воспитатель дает команду - «Догони мяч» и выбрасывает мячи из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны как можно дальше. Дети бегут за мячами и собирают их в корзину. Игра повторяется. Воспитатель следит, чтобы каждый ребенок старался догнать один шарик.
«Пузырь»
Цель: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
Ход игры: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят : «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь». Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря «хлоп».
Произносить текст надо медленно, четко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо слов можно произносить звуки (ш-ш-ш), имитируя надувание шара. Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.
«Паровозик»
Цель: научить строиться в колонну по одному, внимательно слушать и выполнять команды воспитателя.
Ход игры: дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены группы. Первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны. Взрослый дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и постепенно переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу») поезд подъезжает к станции. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Взрослый вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Взрослый регулирует темп и продолжительность движения детей.
Атрибуты : медальон – паровозик.
Здоровье
Обучающая игра «Где носики?»
Закрепляет умение самостоятельно показывать называемые части тела человека.
Неваляшка: давайте проверим, знаете ли вы, где у вас носики? Покажите. А где глазки? Правильно. Покажите ушки. А где ножки? Да, вот они, ит.д.
Игра «Ладошечка»
Взрослый кладет руки малыша на стол, гладит его ладошки и приговаривает:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Затем взрослый подставляет свои ладони ребенку, побуждая его поглаживать ладони взрослого, сопровождая действия песней:
На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Игра продолжается, пока у малыша есть интерес.
Знакомство с потешкой «Водичка, водичка…»
Вовремя режимных моментов уточняйте названия частей тела, поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к самостоятельности. Расскажите потешку:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Познание.
- Сенсорное развитие, восприятие.
Игра «Матрешки»
Для занятия потребуются: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.
Матрешки на лесенке
Взрослый совместно с детьми строит лесенку из кубиков. Наверху и внизу лесенки ставится по матрешке. Затем взрослый просит ребенка помочь матрешке спуститься вниз по лесенке или подняться вверх по ней. Свои действия можно сопровождать словами: «Ввысь, ввысь, поднимись!» Или «Вниз, вниз, опустись».
Покатай матрешку
Взрослый просит покатать на машинке сначала ту матрешку, которая стоит внизу на лесенку, потом другую, которая стоит наверху. Действия ребенка можно сопровождать словами «Вперед – назад»
Умой куклам личико
Взрослый просит ребенка умыть личико сначала кукле в синем платье, затем кукле в красном платье. Целесообразно сопровождать действия ребенка словами потешки «Водичка, водичка».
Игра «Большой – маленький»
Подготовьте две коробки (большую и маленькую), кубики одного цвета разной величины. Предложите ребенку положить большие кубики. Когда ребенок выполнит упражнение, взрослый берет маленький кубик, показывает малышу и предлагает положить такие же в маленькую коробку. Когда ребенок сможет самостоятельно раскладывать кубики по величине, игру можно усложнить: кубики могут различаться по величине и по цвету.
Для занятия потребуются: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.
Матрешки на лесенке
Взрослый совместно с детьми строит лесенку из кубиков. Наверху и внизу лесенки ставится по матрешке. Затем взрослый просит ребенка помочь матрешке спуститься вниз по лесенке или подняться вверх по ней. Свои действия можно сопровождать словами: «Ввысь, ввысь, поднимись!» Или «Вниз, вниз, опустись».
Покатай матрешку
Взрослый просит покатать на машинке сначала ту матрешку, которая стоит внизу на лесенку, потом другую, которая стоит наверху. Действия ребенка можно сопровождать словами «Вперед – назад»
Умой куклам личико
Взрослый просит ребенка умыть личико сначала кукле в синем платье, затем кукле в красном платье. Целесообразно сопровождать действия ребенка словами потешки «Водичка, водичка».
Игра «Большой – маленький»
Подготовьте две коробки (большую и маленькую), кубики одного цвета разной величины. Предложите ребенку положить большие кубики. Когда ребенок выполнит упражнение, взрослый берет маленький кубик, показывает малышу и предлагает положить такие же в маленькую коробку. Когда ребенок сможет самостоятельно раскладывать кубики по величине, игру можно усложнить: кубики могут различаться по величине и по цвету.
Конструирование
«Дома для матрешек»
Цель: познакомить детей с деталями напольного строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера.
Ход игры: матрешки предлагают построить для них домики. Для большой матрешки – большой, для маленькой – маленький.
Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставиться трехгранная призма (крыша). Большой дом сложится из 4-5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем.
Затем в домики расселяются матрешки.
Цель: познакомить детей с деталями напольного строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера.
Ход игры: матрешки предлагают построить для них домики. Для большой матрешки – большой, для маленькой – маленький.
Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставиться трехгранная призма (крыша). Большой дом сложится из 4-5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем.
Затем в домики расселяются матрешки.
Пирамидки
Цель: закрепить умение из общего количества предметов выбирать самый большой; развивать глазомер детей.Воспитатель: «Мышка в садик бежала, хвостиком махнула, пирамидки упали и рассыпались, а мышка расстроилась, потому что сама собрать их не может. Надо мышке помочь и пирамидки собрать.»
Предлагаются пирамидки по количеству детей. Дети собирают их самостоятельно, по необходимости воспитатель оказывает помощь.
Чтение художественной литературы.
А.Барто цикл «Игрушки», Я. Тайц «Поезд», «Кубик на кубик», Э.Мошковская «Я – машина», З.Александрова «Грузовик», Л.Н.Толстой «Была у Насти кукла», В.Берестов «Больная кукла», Н.Саконская «Волчок», Т.Бокова «Стихи про игрушки».
Дидактические игры.
Игра «Знакомство с куклой Катей»
Понадобятся большое зеркало и красивая, новая кукла.
Ход занятия: воспитатель показывает ребенку новую куклу, знакомит ее с ним, общаясь от лица игрушки. Кукла «подходит» к зеркалу и рассматривает себя, отмечает, что она – девочка, в красивом платье, с длинной косой, синим бантиком и т.д. (описывает свою внешность). Затем взрослый от имени куклы предлагает ребенку рассмотреть себя в зеркале и рассказать о своей внешности. При необходимости задает вопросы: Ты девочка или мальчик? Какого цвета у тебя платье?
Игра «Кукла Катя проснулась»
Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы: трусики, платье, шапочка, носочки, тапочки; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнеру по игре.
Игровые правила: отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, а рядом с маленькой – маленькие. Называть одежду в той последовательности, в которой будут надевать на куклу.
Игровые действия: поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.
Настольно-печатные игры
Игра «Парные картинки. Игрушки».
Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Игровые правила: показывать и называть только одинаковую картинку, самостоятельно искать нужную карточку.
Игра «Разрезные картинки. Игрушки»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать усидчивость, внимание, целеустремленность.
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки.
Словесные игры.
Игра «Мишка-музыкант».
Воспитатель показывает ребенку знакомую ему игрушку – мишку, у которого в сумочке лежат музыкальные инструменты: погремушка, бубен, колокольчик. Предлагает спросить мишку, что это он принес в сумочке.
Я – медвежонок Миша,
Я музыку люблю.
Послушай-ка скорее,
Как громко в бубен бью.
Взрослый бьет в бубен и дает ребенку рассмотреть этот инструмент.
В свой любимый колокольчик
Я играю целый день,
И звенит мой колокольчик:
Динь-динь-динь,
День-день,дзилень!
Взрослый, проговаривая стиха, звенит колокольчиком то сильнее, то тише и просит ребенка делать то же самое. Затем мишка «показывает» ребенку погремушку и предлагает поиграть в игру «Отгадай, что звучит». Взрослый попеременно звенит колокольчиком, бьет в бубен, гремит погремушкой, а ребенок отгадывает, звуки какого музыкального инструмента он слышит.
Театрализованная игра «Сказка в гости к нам пришла»
Воспитатель говорит детям, что сегодня к нам пришли гости и выставляет на стол игрушки из кукольного театра из сказки «Курочка Ряба». Сначала вместе с детьми рассматривает игрушки. Затем просит вспомнить детей, из какой они сказки, и вместе с ними называет персонажей. Далее взрослый показывает сказку, акцентируя внимание на эмоциональном состоянии героев. В процессе показа сказки ребенок помогает взрослому, имитируя голоса ее героев.
Художественное творчество.
Рисование.
«Сшили Кате сарафан»
Цель: Учить самостоятельно выбирать узор для украшения одежды игрушек; формировать умение рисовать кистью цветные пятна, ритмично проводить горизонтальные линии; развивать цветовое восприятие, наглядно-образное мышление; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: рассматривание узоров на одежде, игры с мозаикой.
Материал: вырезанные из бумаги силуэты одежды; образцы узоров, игрушки; набор кистей №5, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия: педагог создает игровую ситуацию, показывает детям вырезанные из бумаги силуэты сарафанов, которые лежат в тазу. Рассказывает детям, что кукла постирала одежду и все стало белым нужно разукрасить ей платья и сделать их нарядными. Ребята рассматривают образцы. Педагог уточняет, из каких элементов состоит узор, показывает, как кисточкой можно нарисовать полоски и цветные пятна. Дети работают самостоятельно, по желанию выбирают цвет краски, педагог оказывает индивидуальную помощь.
«Узор на матрешке»
Цель: закрепление умения заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок, развивать чувство ритма; формировать умение рисовать цветные пятна, кольца, полосы.
Предварительная работа: рассматривание узоров на матрешке, игры с матрешками.
Материал: вырезанные из бумаги силуэты матрешек, матрешки, кисти, гуашь, салфетки.
Ход занятия: педагог создает игровую ситуацию, показывает детям матрешек. Дети самостоятельно собирают их, рассказывают, какого цвета узоры на матрешках. Воспитатель рассказывает, что к нам пришли матрешки, которых художник не успел украсить и предлагает это сделать детям. Дети работают самостоятельно, подбирают цвета краски. Работы детей ставятся на выставку, дети рассказывают, какие цвета они использовали.
Лепка.
«Угощайся, Мишка!»
Развивать восприятие формы: показать разнообразие кондитерских изделий (печенье, пряник, колобок, конфета, бублик) для обогащения зрительных Задачи: вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Учить лепить шар и слегка сплющивать ладонями в диск для получения печенья и пряников. впечатлений. Развивать мелкую моторик, координировать работу обеих рук.
Материалы: пластилин желтого, белого цвета или соленое тесто. «Угощения» - поделки разной формы, подготовленные воспитателем; «угощения»в ассортименте для развития восприятия формы, игрушечный мишка.
Ход занятия: воспитатель рассказывает детям стихотворение З.Александровой:
Каша из гречки,
Где варилась? В печке!
Сварилась, упрела,
Чтобы Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Вот какая Оля молодец! Всех угостила, никого не забыла. Затем педагог показывает детям игрушечного мишку и от лица игрушки сообщает детям, что мишка проголодался и просит печенья. Создает игровую ситуацию: показывает мишке разные виды угощения(реальные, муляжи или картинки), дети помогают его «угощать». Мишка «просит» печенья педагог предлагает детям помочь мишутке – слепить много вкусного печенья. Берет комок пластилина, раскатывает круговыми движениями ладоней, показывает детям и спрашивает: «это печенье?» уточняет «нет, это колобок». Педагог сплющивает шар ладошками, комментирует свои действия. Протягивает печенье игрушке и кладет перед ним в кукольную тарелочку. Вовлекает детей в творческий процесс. Дети лепят печенье, угощают мишку.
После занятия дети лепят разные угощения для игрушек по своему желанию.
Вот какая у нас неваляшка!
Задачи: учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера. Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Разнообразить способы деления пластилина на части (откручивать, отрывать, отщипывать).
Материалы:
Целые бруски пластилина основных цветов, дощечка для пластилина.
Ход занятия: воспитатель показывает детям игрушку-неваляшку и читает отрывок из стихотворения Г.Лагздынь «Маша-неваляша»:
Положили куклу Машу,
Нашу Машу-неваляшу,
На широкую кровать.
Хватит Машеньке стоять!
Но не спится кукле Маше,
Краснощекой Неваляше!
Маша поднимается,
Крутится, качается.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-неваляшку и уточняет представление о том, как она выглядит. Педагог предлагает детям слепить неваляшек. Показывает брусок пластилина и спрашивает, как его разделить на части, показывает разные способы: можно открутить, оторвать, отщипнуть (дети повторяют движения вслед за воспитателем). Из получившихся комочков катаем шарики – маленький и большой. Кладем на дощечку сначала большой шарик – это туловище, затем сверху прикрепляем маленький шарик – это голова.
Педагог проверяет, как дети справились с заданием и предлагает по желанию слепить веселых неваляшек.
Задачи: учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера. Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Разнообразить способы деления пластилина на части (откручивать, отрывать, отщипывать).
Материалы:
Целые бруски пластилина основных цветов, дощечка для пластилина.
Ход занятия: воспитатель показывает детям игрушку-неваляшку и читает отрывок из стихотворения Г.Лагздынь «Маша-неваляша»:
Положили куклу Машу,
Нашу Машу-неваляшу,
На широкую кровать.
Хватит Машеньке стоять!
Но не спится кукле Маше,
Краснощекой Неваляше!
Маша поднимается,
Крутится, качается.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку-неваляшку и уточняет представление о том, как она выглядит. Педагог предлагает детям слепить неваляшек. Показывает брусок пластилина и спрашивает, как его разделить на части, показывает разные способы: можно открутить, оторвать, отщипнуть (дети повторяют движения вслед за воспитателем). Из получившихся комочков катаем шарики – маленький и большой. Кладем на дощечку сначала большой шарик – это туловище, затем сверху прикрепляем маленький шарик – это голова.
Педагог проверяет, как дети справились с заданием и предлагает по желанию слепить веселых неваляшек.
Условия для самостоятельной деятельности детей:
Иллюстрации для самостоятельного рассматривания «Игрушки», книжки-самоделки «Игрушки». Разрезные картинки, парные картинки по теме. Пазлы «Большой – маленький», рамки-вкладыши «Игрушки». Книги А.Барто «Игрушки», потешки «Заинька скок-поскок», «Сорока-белобока». Набор резиновых игрушек- фигурок зверей, куклы, набор одежды для кукол по сезону. Настольные, напольные конструкторы. Неваляшки, матрешки.
Труд.
Развитие трудовой деятельности: формирование у детей умения одеваться и раздеваться в определенном порядке, привлечение внимания детей к труду взрослых людей в помещении и на участке.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду и его результатам: привлечение детей к уборке игрушек в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам, мытье игрушек. Формирование бережного отношения к игрушкам.
Безопасность
Знакомство с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами: поручения по уборке игрушек в игровой комнате, бережному обращению. Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.
Взаимодействие с родителями
- Рекомендации родителям по подбору правильных игр и игрушек для детей 2-3 лет.
- Консультации «Почитай мне, мама», «Дидактические игры», «Развивающие игры для тетей 2-3 лет».
Игра «Какой игрушки не стало?»
Взрослый ставит на стол перед малышом две (три, четыре) игрушки. Затем одну убирает. Малыш угадывает, какой игрушки не стало. В последующем, когда ребенок освоит игру, количество игрушек постепенно увеличивается. Если ребенок не справляется с предложенной игрой, предложите ему другой вариант: возьмите игрушку, накиньте на нее платок на глазах у малыша, затем попросите найти игрушку, спрятанную под платком.
Игра «Кто позвал?»
Взрослый расставляет на столе игрушки (начиная с 1-2 предметов): котик, корова, собачка, лошадка, по очереди имитирует голоса животных и спрашивает у малыша, кто его позвал. Потом роли меняются: ребенок подражает голосам животных, а взрослый угадывает.
Игра «Большой – маленький»
Приготовьте две коробки (большую и маленькую), кубики одного цвета разной величины. Предложите ребенку положить в большую коробку кубики большие (берет один кубик и показывает). Когда ребенок выполнит упражнение, взрослый берет маленький кубик, показывает малышу и предлагает положить маленькие кубики в маленькую коробку. Когда ребенок сможет самостоятельно раскладывать кубики по величине, игра усложняется: кубики могут различаться по величине и цвету.