24
февраль
2020
"Развиваем детей правильно"
"Развиваем детей правильно"
Всем известно, что огромную роль на развитие и воспитание детей, бесспорно, оказывают родители, педагоги, и конечно, развивающая среда. И поэтому, она должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, и, конечно безопасной.
Одним из приоритетных направлений в работе с детьми раннего возраста является сенсорное развитие. И значение этого развития в раннем возрасте трудно переоценить. Малыши начинают знакомиться с цветом, формой и величиной. И моя задача состоит в том, чтобы для воспитанников эта сложная для них наука была не только поучительна, но и интересна.
С детьми данного возраста я работаю уже 7 лет. За этот период в моей группе появилось много дидактических игр, изготовленных своими руками по сенсорному развитию детей. Это такие игры, как: «Разноцветные вагончики», "Матрешка", «Цветочная полянка» (цвет, величина) и т.д.; «Окошки", «Большой – маленький», «Собираем урожай» (величина); «Найди такую же фигуру», "Построй машинку (дом, елочку и т.д. - форма) ". Игры на количество: «Наполни баночки", «Протолкни шарик в отверстие» и т.д.; на развитие целостного образа предмета: «Картинки-половинки», «Собери целое», «Найти по тени».
В моей группе также ряд дидактических пособий, которые выполняют функции по сенсорному развитию детей. Такое дидактическое пособие как календарь природы, не только формирует знания малышей о признаках и сезонных изменениях в природе, состоянии погоды, времени суток. Дети должны сами, ориентируясь на словесную инструкцию воспитателя, выполнить определенные действия (прикрепить, пристегнуть, повесить, открыть съемные детали пособия). Таким образом, формируются представления детей о цвете, величине, форме, развивается ориентировка на плоской ограниченной поверхности.
Следующее пособие – сенсорная юбка. Очень помогает (отвлекает малыша о грустных воспоминаниях) она в период адаптации детей к детскому саду. На ней также присутствуют съемные детали на липучках, кнопках, «капельки» с различными наполнителями (тактильное восприятие), колокольчики.
Но сейчас я хочу рассказать о другом дидактическом пособии, также изготовленном своими руками - «Развивающий коврик». Он пришелся по душе моим маленьким исследователям. Особенно по утрам малыши, придя в детский сад, спешат поскорее разложить его и исследовать со всех сторон. Такой коврик способствует не только развитию сенсорного опыта, но и развитию речи, учит детей договариваться друг с другом, играть рядом и вместе.
Это пособие состоит из 9 квадратов одного размер. Изготовлен он из фетра, ситца, синтепона. А дополнением к картинкам служат съемные детали, снабженные кнопками разных размеров, бусинами, пуговицами, «липучками», молнией, крючками и т. д.
Малыши могут играть небольшими подгруппами. Изделие мобильно, многофункционально, снабжено большим количеством съемных деталей и абсолютно безопасно для детей. Каждый квадрат дает возможность выполнить определенное задание.
Итак,
1 квадрат - «Помоги ежику собрать грибочки яблоки» - малышу предлагается помочь ежику собрать грибочки (яблочки) и прикрепить их на «колючки». Тем самым, мы формируем знания детей об особенностях строения тела (колючки), развиваем мелкую моторику, цветовое восприятие (яблоки двух цветов), знакомим с величиной. Формируем знания детей о фруктах, речь, развиваем логическое мышление.
2 квадрат – «Найди грибочки для белочки» - ребенку надо найти грибочки для белочки. Происходит развитие знаний детей о величине, а также формируется представление о лесных жителях, об особенностях строения тела (пушистый хвост), тем самым формируем словарный запас ребенка. Развиваем мелкую моторику, внимательность, учим ориентироваться на плоской ограниченной поверхности.
3 квадрат - «Накорми обезьянку» - В этой части развивающего коврика мы продолжаем формировать знания детей о величине, цвете, ориентировки на плоской ограниченной поверхности, развиваем мелкую мускулатуру пальцев рук.
4 квадрат - «На пруду» - Этот квадрат развивающего коврика знакомим детей с насекомыми (стрекоза), формирует общее представление о них (у них есть крылышки, они летают), о жителях озер, прудов (лягушка – строение, звукоподражание ее голосу). А также формируются знания о цвете, величине. Учим ориентироваться на плоской ограниченной поверхности.
5 квадрат - «Собери урожай» - Эта часть коврика формируем понятие детей о фруктах, на чем они растут, цветовое восприятие (желтые груши, дерево с зеленой кроной), величиной. Так же происходит формирование активного словарного запаса детей (фрукты, дупло, в нем живут птицы и т.д.), понимание речи взрослого и выполнение словесных инструкций. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, ориентировка на плоской ограниченной поверхности.
6 квадрат - «Божья коровка» - Дети открепляют, отстегивают пятнышки у божьей коровки, расстегивают молнию между крыльями (божья коровка полетела). Тем самым, мы даем детям представление о насекомых (божья коровка), формируем представление об особенностях строении тела божьей коровки (крылья, пятнышки на спинке). Формируем словарный запас (крылья, летает), знания о величине, форме, цвете; развиваем речь, мелкую моторику. Развиваем логическое мышление.
7 квадрат - «Укрась улитке домик» - Эта часть развивающего коврика отвечает за развитие тактильного и цветового восприятия, мелкую моторику. А также формирует знания детей об особенностях строения тела (нет ножек – она ползает, носит домик на себе).
8 квадрат - «Мой друг жираф» - Формируем представление детей об особенностях строении тела жирафа (длинная шея), величине, цвете, ориентировке на плоской ограниченной поверхности.
9 квадрат - «Прятки с зайчиком» - Формирует представление детей об особенностях строении тела зайца. Его пищевых пристрастиях, учит заботиться о ближнем, желание поиграть с ним. Продолжаем развивать знания о величине (длинные уши, короткий хвост); развиваем тактильные восприятия («ушки» шуршат).
Из сказанного видно, что сенсорное развитие малышей неотрывно связанно с познавательным, речевым развитием малышей. Что бесспорно оказывает благотворное влияние на всестороннее развитие детей.
Организуя игровую деятельность с малышами, я стремлюсь найти что-то новое, нетрадиционное, чтобы активизировать желания и деятельность малышей. Наиболее интересной из новых игровых технологий для детей раннего возраста мне показалась идея создания бизиборда («Волшебная доска», «Чудо-доска», «Доска – стенд для мелкой моторики»). В нашей группе есть бизибордовская доска, а на участке детского сада - бизибордовский стол, доски (также изготовленные своими руками). Конечно, в их изготовлении активное участие принимали родители группы. На них прикреплены различные выключатели, щеколды, магниты (величина, цвет), молнии, геометрические вкладыши и т.д. Малышам они пришлись по душе.
По моему мнению, бизиборды являются действительно нужными предметами, с такой доской ребенок не только будет некоторое время занят, но также значительно пополнит свой багаж знаний, научится открывать и закрывать защелки, разовьет свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. Используя бизиборд, мои воспитанники с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д. Малыши любознательны по своей натуре, и по этому, им интересны такого рода игры. Детям интересно, все то, что запрещено делать в домашних условиях.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки. Такие как:
- мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
- координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками);
- усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
- логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета: разноцветные пуговицы, шнурки, липучки и пр. Таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
- изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с домашними и дикими животными, транспортом) Когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
- воображение (Ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь.);
- память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.).