АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ » КГУ "Специальный (коррекционный) ясли сад №123 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения"
Коммунальное государственное учреждение
"Специальный детский сад №123 "
Управления образования города Алматы
Меңгеруші:
+7(727) 251-21-37
әдіскер:
+7(727) 251-27-27
Версия для
слабовидящих
07
январь
2021

АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

                                          АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
            Неустойчивость настроения, раздражительность, возбудимость, неумение «держать» правила игры приводят нервных детей в группу отвергнутых и изолированных детей, нарушается социальная их адаптация, возникают страхи, чувство одиночества и беспомощности, нерешительность в общении, скованность и неумение постоять за себя. Арт-терапия в состоянии взять на себя задачу психокоррекции, т.к. изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребенка благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке, устранению постоянного оценивания со стороны взрослых.                  Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, рисунок используется как психокоррекционный метод в контексте игры. Показаниями для проведения рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития психоэмоциональное напряжение, актуальный стресс, снижение эмоционального тонуса; эмоциональная депривация детей; наличие конфликтных межличностных отношений в семье, в детском коллективе; повышенная тревожность, фобические реакции; низкая степень самопринятия, негативная Я-концепция.
         Процесс создания творческого продукта зависит и от индивидуальных особенностей характера и поведения детей, что следует учитывать, при проведении работы. Перед импульсивными детьми (им трудно концентрировать внимание, они часто отвлекаются, торопятся, быстро истощаются) ставятся следующие задачи: продолжить рисовать начатое, не перескакивать на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисованное; сосредоточить внимание на протяженных объектах (железнодорожные рельсы, дороги и т.п.); обязательно закончить начатое. С такими детьми полезно, например, рисовать «витражи»: взрослый изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью «витражную перегородку»; ребенок должен как бы «вставить цветные стеклышки», закрашивая замкнутые контуром области изображения. Раскрашивая «витраж», ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при это за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует внимание импульсивного ребенка, учит его аккуратности.
          В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Например, ребенку предлагают: «Мы нарисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской». Закрашенный определенной краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (например, созидательные, спокойные, умиротворенные), что, позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, милиционеры, можно постепенно перейти от темы аварии к рисованию просто разных марок автомобилей.
         Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Перед ними ставятся следующие задачи: освоить все пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски (не боясь запачкать стол и руки), продолжить сюжет, придумать как можно больше новых тем, пофантазировать (с опорой на события, произошедшие в реальной жизни).Эффективна, например, и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, импульсивные дети — все вместе — создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Одновременно, рисуя и комментируя, дети взаимодействуют друг с другом: «У меня домик, в нем гномики живут». — «А у меня тоже домик. С трубой». — «А у меня красный гномик собирает грибы, а желтый учит буквы». Такая форма творческой деятельности особенно показана конформным детям, детям с нарушением общения, живущим каждый как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосновения с окружающей действительностью, часто почти не умеющих самостоятельно установить контакт и совместно делать что-либо с другими детьми. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни такого ребенка, его поведении. Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. 
          Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Для гиперактивных, расторможенных, агрессивных детей не рекомендуется использование красок, глины, пластилина, т.к. они стимулируют неструктурированную активность ребенка. Им предлагается работа фломастерами, карандашами на небольших или среднего размера листах. Чтобы не допустить ломания карандашей у этих детей, используются игры и упражнения, снимающие излишнюю напряженность, требующие высокой точности планирования и воспроизведения. 
     Эмоционально "зажатым", фрустрированным, тревожным детям полезны материалы, требующие свободных движений. Для них предназначены большие листы, большие кисти, рисование на прикрепленных на стену листах, на стене и большом зеркале, рисование мелом на широкой доске. В работе с этой группой детей психолог, арт-терапевт использует такие приемы, как рисование пальцами, ладонями, локтями, ногами, кулаками. Особое значение такое рисование имеет для гиперсоциализированных детей, детей со страхом нарушить запрет, сделать что-либо не так.
В арт-терапевтической практике с детьми выделяют:
- предметно-тематическое рисование ("Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Мое любимое занятие" и т.д.);
- образно-символическое изображение абстрактных понятий, таких, как "Добро", "Гнев", "Счастье" и т.д.;
упражнения на развитие образного восприятия, ассоциативного мышления ("Волшебные пятна", медитация на звуках, медитация на цвете, "Каракули Д.Винникота");
- игры-упражнения с изобразительным материалом с целью изучения свойств и экспрессивных возможностей и уменьшения эмоциональной напряженности. Эти игры помогают формировать чувство личной безопасности, повышают уверенность в себе, активизируют интерес к исследовательской деятельности и стимулируют познавательную потребность (рисование пальцами, рисование на влажной, на мятой бумаге, тестотерапия, игры с водой, светом, игры с красками);
- задания на совместную деятельность, которые оптимизируют общение и взаимоотношения со сверстниками, родителями, взрослыми (общий рисунок, кооперативный рисунок, парные рисунки и т.д.).
      Подводя итог вышесказанному, отметим, что арт-терапия позволяет ребенку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социального, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.
      1. "Рисунок на влажной бумаге" Ребенку предлагается намочить бумагу и нанести краски (лучше гуашь), разбрызгивая их, затем понаблюдать за тем, что происходит на бумаге;
рисунок на мятой бумаге (смять одной или двумя руками лист бумаги, затем разложить перед собой, расправив, нарисовать что-либо (натюрморт, портрет, пейзаж и т.д.); рассказать о своих впечатлениях;
преобразовать расплывшиеся пятна в образы;
пользуясь фломастерами или карандашами, обвести или соединить цветные пятна;дать названия цветным пятнам;
- сочинить сказку о героях или явлениях, которые напоминают пятна.
Рисование на мятой бумаге позволяет открыть удивительную особенность - двухмерность рисунка.
      2. "Чернильные пятна и бабочки" Капнуть чернилами или краской на бумагу, свернуть лист пополам, затем развернуть. Дорисовать пятна в образы, поменяться листами и дорисовать их, сочинить сказку, составить диалог.
     3. "Отпечатки" Для выполнения этого упражнения использовать предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков.
Можно использовать предметы, найденные или принесенные из дома; создать целостную композицию из отпечатков, работая вместе на одном большом листе бумаги; создать из отпечатков образ и сочинить сказку.
    4. "Работа с цветной бумагой" Детям предлагается вырезать разные формы из цветной бумаги и наклеить на белый лист, оформив композицию или сделать то же самое на оконном стекле Можно создать маски, используя цветную бумагу и бумажную одноразовую посуду.
    5. Работа с тестом (тестотерапия). Для работы используется тесто "крутое" (мука, соль, вода). Тактильное освоение материала путем сжимания, разглаживания, формообразования и т.д. позволяет ребенку насладиться процессом творчества.
       Можно изготовить шарики из теста, а затем, закрыв глаза, вылепить что-либо и рассказать об этом; создать отпечатки в тесте разных предметов;изготовить фигурки людей, животных для групповой композиции на определенную тему и разыграть спонтанный спектакль;
- изготовить различные, украшения, подарки;
Изделия из теста можно покрывать лаком, наносить на них краски, выпекать.
    6. "Праздники" Детям предлагается создать совместный рисунок детской группы на тему какого-либо праздника или нарисовать праздничную поздравительную открытку друзьям, родителям и т.д. Совместное изготовление украшений для праздника позволит не только консолидировать детей, но и развивать креативность.
    7. Фреска "Животные" Каждый ребенок рисует на отдельном листе какое-нибудь животное, раскрашивает и вырезает фигуру. Затем фигуры прикрепляются к большому листу бумаги на стене. Каждый участник может рассказать о том, кто у него получился, что нравится и не нравится.
    8. "Полки" На предварительно разлинованном листе с изображением полок необходимо расположить предметы, соответствующие той или иной теме, например, "кухонные полки", "полки в магазине" и т.д.
    9. "Магазин" Ребенок получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например, "магазин игрушек", "овощной магазин". Необходимо наполнить магазин товарами, рисуя или вырезая их из журналов.
   10. "Дома" Каждый ребенок получает заготовку в виде схематичного изображения дома в разрезе. Необходимо "обставить и "населить" его помещение. Рисование завершается обсуждением того, кто живет в доме.
   11. "Город синего цвета" Нарисовать город в оттенках синего цвета (зеленого и т.д.) и рассказать о нем, его жителях.
  12. "Моя семья в виде натюрморта" Следует предварительно рассказать, что такое натюрморт и чем он отличается от других жанров изобразительного искусства, а затем нарисовать свою семью в виде натюрморт
а.
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив