МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
И.С. Тургенев
Основные задачи музыкального воспитания:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
- Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
В детском саду мы занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
Прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В
широком смысле, музыкальное воспитание – это формирование духовных и нравственных представлений человека, его интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия иэстетической оценки жизненных явлений.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к
восприятию музыки. Кроме того воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке,
понимание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное
воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,
воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием и воссоздающих
ассоциативный ряд в сознании.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке
добрые чувства, делает его «выше», чище, лучше, так как в подавляющем большинстве онапредполагает положительного героя: мыслящего, морального, честного перед нами.
Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее
содержания, особенности ее воздействия на человека.
Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры,чувств, нравственности. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играетхудожественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.
В педагогической работе, акцент должен быть сделан на эмоциональное, творческое
восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.
Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная
задача воспитания.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить
интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и музыку, уметь общаться с
детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом
основные методологические принципы программы, и систематически обновляя методы
работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально
откликнуться на музыку.
Человек – дитя природы, следовательно, как и у многих животных есть присутствие
инстинкта, стремление к прекрасному. Почувствовать язык природы, сблизиться с ней,
увидеть затаенную красоту, лечить душу ее звуками присуще человеку. Музыка лишь
помогает найти общий язык между звуками и бытием.
Понятие «природа» имеет прямое отношение к красоте, нравственно – этическим и
моральным принципам. Можно сказать, что это единое, неделимое понятие. Эстетическое –это прекрасное, а нравственное – это моральное. Если заглянуть в проблему намного глубже,то очевидно и доказано, что занятия и слушание музыки развивает отделы головного мозга,отвечающие за связь полушарий, которые очень тяжело развиваются другими видамидеятельности.
Как следствие – развитая интуиция, возникновение ассоциаций, образных всплесков
общественности, любовно – трепетных чувств.
Нравственность – это ответственность перед самим собой в своих мыслях и поступках.
Это выбор в сторону любви и доброты. Музыка лишь направляет нас. В детском возрасте – это особенно важно, так как ребенок не отдает себе отчет. Музыка же неосознанно
формирует его характер и подсознательные инстинкты. Общение с композитором без слов,наши эмоции вступают в резонанс при прослушивании. На чувственном уровне ощущается, что вложено в ноты и звуки. Мы даем оценку, мы верим ему. С эстетической стороны,возможно, что это не будет принято, но мы рефлектируем, следовательно, нравственно обогащаемся.
Музыкальное воспитание – это элитный подход в развитии человека. Им занимались всепервостепенные умы человечества. Необходимо в звуках музыки найти свою эмоцию, свойрезонанс, свое духовно – нравственное начало!