«РАЗВИТИЕ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«РАЗВИТИЕ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Вы когда-нибудь слышали синий цвет? Одинокий звук замирает в исчезающей дали, остаётся лишь в памяти, как неясный отсвет, тонкий шлейф бирюзовый, прозрачный. Переливы красочных аккордов, чистый, яркий тембр – мелодия духовых – и всё многообразие оттенков в инструментах симфонического оркестра.
Звучит музыка… Какие образы она навевает? Образы на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Изменения характера музыки, смена частей, настроений становятся видимыми в нюансах оттенков и сплетении линий. Рисование во время слушания позволяет чувствам проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека ; эмоции не скованы необходимостью сдерживаться и, выплёскиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются и углубляются
Наталия Дмитриевна Спирина в слове «Лучшая трапеза» пишет: «В течение всей нашей жизни, начиная с детства, нам необходимо учиться воспринимать цвет, звук и аромат. Цвет, звук и аромат могут иметь очень сильное воздействие на людей, но при этом надо быть в состоянии воспринять их. ''Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!'' — говорится в книге ''Мир Огненный''. Также это относится к звуку и аромату. Когда мы не ощущаем и не воспринимаем их, они для нас как бы и не существуют. Если с детства нас не приучают обращать внимание на краски, звуки и запахи, то мы можем пройти мимо подлинных красот жизни, не замечая их. Цвет, звук и аромат сопровождают человека повсюду на протяжении всей жизни. Многочисленные исследования показали, что и цвет, и звук, и аромат качественно и комплексно влияют как на психофизиологическое состояние, так и на всю личностную сферу человека. Существуют звуки природы и звуки, производимые человеком, исполняемые его голосом или на созданных им инструментах. И те и другие очень влияют на человеческое сознание и состояние, или наполняя его радостью и успокоением, или, наоборот, вредно воздействуя на его нервную систему», — пишет Наталия Дмитриевна Спирина.
Учёные многих стран изучают влияние различных звуков на человека. Исследования российского академика П.П.Горяева подтвердили способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Был изобретён аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные колебания, влияющие на молекулы наследственности — ДНК. Учёные пришли к выводу, что ДНК воспринимает человеческую речь, и доказали, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Цвет и музыка. Цвет + музыка... Цвет = музыка?
А ведь когда-то этого вопроса у человека не возникало: малыш, незнакомый с понятием "слово", чувствовал мир как целое, объединяя разнородные "категории" в единый образ, пользуясь информацией, поступающей от органов чувств, как своими кубиками для построения картины мира: зеленый кубик, кубик - вздох ветра, кубик - тепло, кубик - летний день... А мы, взрослые?
Поговорим о цветомузыкальном восприятии. Вопросов больше, чем ответов. Нам известно много замечательных работ, чьи создатели посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи. Да и есть ли она?
Создатели многих научных работ о цветомузыкальном восприятии посвятили годы размышлений и творчества поиску этой до сих пор ускользающей от нас взаимосвязи. Да и есть ли она? Есть. Например, в языке. «Певучая линия» или «серебристый голосок» , а также более специальное – «пунктирный ритм» или «колористическое звучание». Красочное звучание . Изумрудные аккорды лета.
Ритмичная и танцевальная музыка так хороша, что тело откликается само: даже если мы не пускаемся в пляс, то отстукивается ритм , прихлопываем в такт, покачиваемся . Если слышим песенные интонации – нам хочется помурлыкать, подпеть. Но как же быть, если композитор говорит с нами о чувствах, которые не так просто выразить, если пьеса – и не песня, и не танец? Давайте нарисуем!
Это гораздо более убедительнее, чем поэтическое слово.
На примере детей дошкольного возраста мы изучаем непростой вопрос о взаимосвязи музыкальных и цветовых образов. Но это не значит, что речь пойдет только о малышах. Они - наши помощники и учителя. А учиться любить и понимать музыку и живопись можно в любом возрасте. То, о чем мы хотим рассказать, касается каждого, кто интересуется искусством.
Детям очень нравится создавать цветовые "настроения". Нет, это не реклама специализированного дошкольного учреждения для высокоодаренных детей. Мы ориентируемся на обычные садики и не проводим специальных диагностик детей с целью выявления их способностей. Нам важно не с чем пришел к нам ребенок, а с чем он уйдет от нас.
Что ярче – цвет или звук? Бывает ли звонкая краска или тёмные звуки. Когда-то этого вопроса у ребёнка не возникало: незнакомый с понятием «слово», он чувствовал мир как целое, объединяя разнородные «категории» в один образ, пользуясь информацией, поступающей от органов чувств, как своими кубиками для построения картины мира: зелёный кубик , вздох ветра, кубик – тепло, кубик – летний день.
Рисунки детей выполненные под классическую музыку, удивляют нас своим неповторимым колоритом и особым настроением. Наблюдая за детьми на занятиях по цветомузыке, мы с радостью отмечаем , что прекрасные звуки не оставляют их равнодушными – даже непростые произведения И. С. Баха, Т. Альбинони или А. Н. Скрябина находят отклик в душах ребят. А ведь им всего 5-6 лет… Наши дети талантливые. И отзывчивые. Они готовы слушать и рисовать понравившееся произведение целый час – сами просят поставить им музыку ещё и ещё раз. И им очень нравится создавать цветовые «настроения».
Педагог лишь в начале занятия напоминает: «Закройте глазки. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только – тсс… Никому не говорите!» Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первом занятии кое-где прозвенит тихое хихиканье – скоро они привыкнут и станут чуть посерьёзнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок – сначала на палитре, а потом на своём квадратике.
Рисунки детей, выполненные под музыку, имеют ряд особенностей. Вот некоторые характерные закономерности создания цветомузыкальных композиций.
Одна из особенностей – та, что каждую работу можно рассматривать не только как законченную форму, но как и развёртывающийся во времени процесс. Рисунок всё время изменяется, и на каждом этапе можно фиксировать ту или иную композицию. Какая из них является законченной, сказать невозможно. Наблюдение за тем, как дети рисуют под музыку, позволяет провести аналогию с развёртыванием во времени самого музыкального произведения.
Дети рисуют портреты. Вот сидит над листочком озорная девочка, непоседа, она прибежала в студию быстрее всех, сразу взяла кисточку и, весело глядя на меня, спросила: «Что мы сегодня будем рисовать? Какую музыку?» Ей хочется поскорее начать, она нетерпеливо ерзает на стуле, пока в двери не появляется мальчик с меланхолическим видом и молча садится на свободное место. Они очень разные - смешливые, серьезные, спокойные или неловкие, рассеянные или печальные, и каждый – уже индивидуальность. Их рисунки будут непохожи один на другой. Каждый из них найдет для себя тот стиль, к которому у него лежит душа. Кто-то больше всего любит смотреть, как растекаются водяные красочные разводы по листу, кто-то выводит тонкие певучие линии, а некоторые - закрашивают мозаичным четким узором заранее размеченные карандашом контуры. Нежные барышни обожают добавлять повсюду белый цвет, получая воздушные переливы перламутра. Решительные дети выражают свои чувства прямолинейно, смело сопоставляя контрастные тона. Коллекция их рисунков производит сильное впечатление: это очень эмоциональное и искреннее творчество.
Мы заметили, что цветомузыкальные рисунки можно сгруппировать и выделить пять основных типов композиции: линейная, геометрическая, диффузная, орнаментальная, произвольная.
Линейная: Рисунки этой группы представляют собой разноцветные цветные линии, которые могут быть по-разному расположены (вертикально, горизонтально, диагонально), имеют углы, искривления или пересечения и образуют сложное несимметричное построение.
Геометрическая. Эти рисунки, в которых в той или иной степени присутствуют геометрические фигуры: круглые, треугольные, прямоугольные. Как правило, такие рисунки выполнены путём закрашивания предварительного карандашного наброска.
Диффузная. В таких рисунках отсутствует строгое контурное разграничение оттенков, и часто не просматриваются границы между цветами. Как правило, именно эти рисунки претерпевают значительные изменения в процессе рисования вплоть до полного изменения первоначальной композиции.
Орнаментальная. В её структуре обнаруживаются симметрично расположенные элементы, узоры.
Произвольная. Этот тип довольно распространён и часто появляется под воздействием новой музыки даже у детей, предпочитающих какой-либо другой вариант композиции. Она характеризуется сочетанием цветовых пятен произвольной формы с чёткими границами между цветами.
Дети очень многому обучаются на цветомузыкальных занятиях, но самое главное – развиваются их эстетические чувства и представления о красоте мира, что создали великие мастера прошлого и настоящего. Человеку необходимо знать, где скрыт тот источник гармонии , обратившись к которому можно вернуться к истокам вдохновения и творчества. А созидающий разум и доброе сердце сделают человека счастливым.
Святослав Рерих в книге «Искусство и жизнь» пишет:
«Красивая жизнь — какое это великое и величественное понятие. Строить через красоту — это священный завет, данный нам великими вождями эволюции.
Красота — это гармония, а гармония — это то возвышенное состояние, о котором мы всегда должны помнить, хотя бы как о предмете устремления.
Красота — это священный философский камень, превращающий низшие металлы в чистое золото. Красота — это одновременно высшая цель и способ её достижения. Сделаем поиск красоты частью каждого дня. Попытаемся найти красоту в наших каждодневных обязанностях; даже малейшее дело может быть сделано красиво».